С III тысячелетия до н.э. в западном Закавказье существовал картвельский этнос. Археологический материал, обнаруженный в этом регионе, с указанного времени и до античной эпохи, дает основание предполагать наличие здесь единой колхидской (западногрузинской) культуры, внутри которой выделяются отдельные регионально-локальные группы.
Во II-I тыс. до н.э. картвельский этнический элемент был широко распространен как в горной, так и низинной части Западной Грузии, одним из подтверждений чего может служить картвельская топонимика: например, сванское происхождение названия города Цхуми (Сухуми; рцхила - граб). На большой территории исторической Грузии, в основном Западной, засвидетельствованы сванские и мегрельские топонимы, что может являться основанием для предположения, что эти топонимы принадлежат к общекартвельскому языку-основе.Данное обстоятельство, со своей стороны, подтверждает наличие картвельского (грузинского) этноса на территории исторической Грузии с древнейшего времени.Эти выводы подкреплены данными греческой мифологии о прибытии аргонавтов в Колхиду и основанны на лингвистическом исследовании о наличии здесь картвельского языка во время прибытия аргонавтов (II тыс. до н, э.), т. е. в эпоху древнейших греко-колхских контактов. Указанные выводы всецело подтверждаются данными греческих письменных источников (Гекатей Милетский, Геродот - V в. до н. э., Скилакс Кариандский - IV в. до н. э., Страбон - I в. н.э.), на основе которых в специальных научных исследованиях указано, что в это время царство Колхида охватывало всю низинную часть Западной Грузии. При этом, видимо, вся территория до Диоскурии (Сухуми) заселена была, в основном, собственно колхами, а севернее начинался этнически более пестрый мир, где совместно с колхами упоминаются и северокавказские племена (напр.,керкеты, которых считают черкесами). Для определения этнической карты Западной Грузии немаловажное значение имеет тот факт, что авторы II в. Флавий Арриан и Клавдий Птолемей около Никопсии (Туапсе) упоминают пункт Лазику. Следует учесть и то обстоятельство, что Арриан этот пункт именует "Древней Лазикой", что является неоспоримым документом наличия здесь лазского (колхского) населения. Таким образом на основании данных античных письменных источников совершенно очевидно, что в VI- I вв. территория современной Абхазии полностью входила в пределы Колхидского царства. При этом с Апсароса (ок. Батуми) до Диоскурии (Сухуми) проживали собственно колхи. Севернее колхов в горах проживали также картвельские племена сванов. В этой связи заслуживает внимание сообщение Страбона, что сваны жили вблизи Диоскурии. С I-II вв. н. э. в греческих письменных источниках на территории современной Абхазии упоминаются также апсилы и абазги. Часть ученых считает их племенами северокавказского, адыгейского происхождения. Многие высказывают предположение, что они являлись такими же картвельскими племенами, как проживающие вокруг них эгры (лазы), сваны и другие племена.Высказано также предположение, что упомянутые в ассирийских надписях XI в. до н. э. "абешла" (как нарицательное имя горцев северо-западной Малой Азии) являются предками апсилов, которые затем переместились с юга на север."Апсилиа", упоминаемая античными авторами соответствует "Абшилети", упаминаемое в грузинских письменных источниках(напр. у в первом историческом сборнике "Картлис цховреба" в связи с походом Мервана ибн Мухаммеда в Западную Грузию в 30-х годах VIII в.). Апсилию и ее правителя Мариноса упоминает византийский историк Феофан Хронограф в связи с событиями начала VIII века. После этого времени в грузинских и византийских письменных источниках Абсилия-Абшилети не упоминается, что обусловлено тем, что Абсилия в результате ее аннексии Абазгией прекратила существование как политическая единица, и на Абсилию распространилось название "Абазгия".Приблизительно с VI века начинается расширение значения термина Абазгия-Абхазети. После распада Колхидского царства в Западной Грузии образовалось несколько зависимых от Рима политических единиц, среди которых Флавий Арриан упоминает абазгов и апсилов.
Во второй половине II в. Западная Грузия объединилась в Лазское (Эгрисское) царство. Часть собственно Абсилии - с реки Эгрис-цкали (Галидзга) до р. Кодори, вошла непосредственно в пределы Лазики, а часть - севернее р. Кодори, была объединена с Абазгией, которая являлась вассалом Лазского царства.Лазика(мегрельское царство), согласно греческим письменным источникам являлась непосредственной преемницей Колхиды. Византийские историки V - VI веков: Прокопий Кессарийский, Иоанн Лид, Агафий Схоластик, повествуя о лазике и лазах, как правило, отмечают, что лазы - это потомки древних колхов. В VI в. (вследствие ирано-византийских войн) Лазское царство ослабло, из царства выделилась Абазгия, которая подчинилась непосредственно императорской власти Византии, князья (мтавары) Абазгии стали вассалами византийских императоров. Началось постепенное усиление Абазгии, которая в VI в. включила в свой состав территорию соседней Апсилии и севернее Санигии, Миссиминии.С 80-х годов VIII в., когда произошло объединение Абазгии и Эгриси и образовалось единое западногрузинское государство, произошло дальнейшее расширение значения этого термина -"Абхазети"-"Абазгией" именовалась уже вся Западная Грузия. При объединении Западной Грузии, главой государства стал князь (мтавар) абхазов Леон. Это государство простиралось от Никопсии до бассейна р. Чорохи, от Черного моря до Лихского (Сурамского) хребта и признавало сюзеренитет Византии.
По сведениям грузинских письменных источников последний представитель картлийского царствующего дома, бездетный Арчил свою племянницу, дочь царя Мира, выдал замуж за Леона Абхаза, которому передал корону Эгриси. Указанное обстоятельство дает основание предположить, что объединение Эгриси и Абхазии, то есть создание единого Западногрузинского государства, было добровольным, династическим актом. Затем Леон в конце VIII в. освободился от вассалитета Византии, объявил себя царем "и завладел Абхазией и Эгриси до Лихи". Абхазия являлась наследственным владением Леона, таким же наследственным владением стало для него полученное по линии жены Эгриси, и обеими этими странами он одинаково "завладел", подчинив их своей власти, и назвался "царем абхазов". Царем абхазов назвался потому, что династия была из Абхазии. Происхождение, этническая принадлежность царей абхазов неизвестна. Ряд исследователей, считает их собственно абазгами, некоторые – греками, так как они были ставленниками Империи, ряд – грузинами. Но главное и существенное в том, что Абхазское царство по преобладающему большинству населения, языку, культуре, письменности, государственной политике было грузинским государством. Следует учесть и то обстоятельство, что армянские историки XI в.(напр., Иоанн Драсханаксртци) это государство именуют "Эгриси", их царей - "царями Эгриси", а жителей - "эгрисцами".
Абхазское царство было грузинским государством, большинство населения царства составляли грузины: карты, эгры, сваны, часть - собственно абхазы-абазги. По сообщению Вахушти Багратиони, Абхазское царство состояло из восьми административных единиц - эриставств. Собственно абхазами-абазгами были заселены эриставства Абхазское и частично - Цхумское, остальные шесть - Эгрисское (центр Бедиа), Гурия, Рача-Лечхуми, Сванети, Аргвети (центр Шорапани), низинная Имерети (центр Кутаиси) - были заселены грузинами.Именно в период существования Абхазского царства (IХ-Х вв.), при активном содействии абхазских царей, Западная Грузия в церковном отношении вышла из подчинения Константинопольского патриархата и вошла в состав Мцхетской кафедры. Сообщения греческих и грузинских письменных источников указывают,что это выделение произошло в IХ-Х вв. Абхазские цари упраздняли греческие епископские центры, которые являлись опорой Константинополя, и взамен учреждали новые грузинские центры. При абхазском царе Георгии II (922-957) была учреждена Чхондидская кафедра в Мартвили, при Леоне III (957-963) - кафедра в Мокви, Баграт III (975-1014) учредил кафедру в Бедиа. Эти новые епископские кафедры стали центрами грузинской культуры. Грузинская церковь с грузинским языком противостояла греческой церкви.В Абхазском царстве были созданы грузинские агиографические и гимнографические произведения, при дворе абхазских царей на грузинском языке была составлена хроника абхазских царей, т.н. "Диван абхазских царей", здесь строились памятники грузинской архитектуры. Абхазское царство принимало активное участие в той большой борьбе, объективным результатом которой явилось обьединение грузинских земель и создание единого грузинского феодального государства.
Центром Абхазского царства, его столицей был город Кутаиси - древний центр грузинской культуры. С выделением из Константинопольской патриархии грузинский язык окончательно занял свое законное место во всей Западной Грузии, став языком богослужения, канцелярии. С конца IX века в Абхазии уже засвидетельствована грузинская эпиграфика -с этого времени в Абхазии на церквах, мостах и других сооружениях имеются грузинские надписи.
Огромное значение имеет тот факт, что существующие в грузинском средневековом зодчестве западногрузинская (Абхазская), кахетская, таокларджетская, картлийская архитектурные школы, содержат в себе местные отличия, но имеют общегрузинский характер. Следует подчеркнуть то
обстоятельство, что эти общие характерные черты в памятниках архитектуры отдельных независимых грузинских государств проявляются до воссоединения грузинских земель в единое государство (X в.), что является подтверждением существования их общих древнейших исторических корней, принадлежности к общегрузинской культуре.
Как уже отмечалось, с созданием единого западногрузинсксго государства происходит дальнейшее расширение значения терминов "Абхазия" и "абхаз", и они уже обозначают всю Западную Грузию, вернее объединенное западногрузинское государство и всех западных грузин (как абхазского, так и неабхазского племени).Еще более расширяется значение терминов "Абхазия" и "абхаз" с конца X в., т. к. в титулатуре царей объединенного грузинского государства на первом месте стоял титул "царь абхазов". Законный наследник царского рода Багратиони, Баграт, затем первый царь единой Грузии Баграт III (975-1014), который по материнской линии был и единственным законным наследником западногрузинского трона "царей абхазов", в силу создавшейся ситуации сперва был коронован на западногрузинский трон и получил титул "царя абхазов", а титул "царь картвелов" он получил лишь а начале XI в.,после смерти своего предшественника "царя картвелов", и потому он именовался: "царь абхазов, царь картвелов". После воссоединения Кахети н Эрети к его титулу прибавилось: "царь эров и кахов".В грузинских письменных источниках того времени "Абхазия" и "абхаз", как правило, употребляются в смысле вообще "Грузия" и "грузин".Именно потому, что в титулатуре грузинских царей на первом месте стоял титул "царь абхазов", в иностранных письменных источниках"абхаз" употреблялся в смысле "грузин" и "Абхазия" - в смысле "Грузия". При этом эти иностранные авторы (греки, арабы, русские и др.) прекрасно знали, что "Абхазия" - та же Иберия, т. е. Грузия. Например: византийский историк XI в. Георгий Кедрин царя Грузии Георгия I (1014-1027) именует архонтом Абазгии, а его сына - царя Баграта IV (1027-1072) - архонтом Иберии. Таким образом для византийцев того времени абазг (Абазгия) и ибер (Иберия) - идентичные понятия. Так же идентичны понятия грузин и абазг для восточных (арабских, персидских) авторов данного времени. Арабский географ и историк XIII в. Якут пишет, что Абхазия страна, населенная христианами, которых именуют гурджами (т. е. грузинами). Сельджукский хронист ХIII в. Ибн Биби о царице Грузии Тамар пишет, что она, царь гурджов (грузин), управляет абхазским царством, столицей которого является Тбилиси. Абхазию отождествляют с Грузией Низами Ганджеви, Хакани и др. Следует указать, что русские средневековые летописи прямо указывают, что ибер и абхаз идентичные понятия. Древние абхазы,будучи картвелами по происхождению или нет, по истории и культуре были такими же грузинами, как эгры, сваны, карты, кахи и все картвельские этнические группы и такое же участие принимали в строительстве грузинского государства и грузинской культуры, как все картвельские племена. После максимального расширения значелия терминов "Абхазия" и "абхаз" начался обратный процесс.В конце XV в. единое грузинское государство распалось на четыре части: царства Картли, Кахети, Имерети и княжество Самцхе Саатабаго. Процесс феодального дробления страны усугублялся, и в пределах царства Имерети образовались княжества Гурия и Самегрело. Собственно Абхазия входила в состав княжества Самегрело, а в XVII в. выделилась в самостоятельное княжество, формально подчиняющееся царю Имерети, во главе с княжеским родом Шервашидзе.Именно с этого времени и начинается обратный процесс, процесс суживания значения терминов "абхаз" и "Абхазия". После создания княжества Абхазия окружающие регионы Абхазией именовали собственно это княжество. С ХV-ХVI вв. в ослабевшей Грузии протекают сложные исторические
процессы. Имели место факты переселения племен с Северного Кавказа, в результате чего появилось в Кахети лезгинское, в Шида Картли(Самачабло) осетинское и Западной Грузин адыгейское население (апсуа).С конца XV - нач. XVI в, на юго-востоке Грузия соседствовала с сильным и агрессивным государством, Сефевидским Ираном, а на юго-западе - с сильным и агрессивным Турецко-османским государством. В течение XVI-XVIII вв. между этими двумя государствами велись почти непрерывные войны.Эти войны, которые преследовали цели расширения сфер влияния на Ближнем Востоке, одной из основных задач ставили завоевание Грузии, и в течение всего этого времени Грузия являлась ареной военных действий. Грузинские государства, в силу своих возможностей оказывая сопротивление Ирану и Турции, старались использовать одного врага против другого. Лилась кровь на грузинской земле,грузины гибли в неравных боях. В течение этого времени в стране существенно уменьшилось население. В опустошенные низинные регионы спускалось население с гор,а обезлюдевшие южные склоны Кавказа заселялись переселенцами с северных склонов Кавказа, которые постепенно спускались в низину.С этого же времени начинается ослабление позиции христианства в Абхазском княжестве, что обусловлено усилением языческих обрядов и верований, принесенных пришедшими апсуа с Северного Кавказа и установлением господства Османской империи, которая для укрепления своих позиций старалась распространить ислам.В Абазгии, куда христианство проникло с первых веков нашей эры и государственной религией было объявлено в VI в., устои христианства пошатнулись. Грузинские и иностранные письменные источники рисуют реальную картину постепенного сокращения сферы влияния христианства.После выделения Абхазского княжества из княжества Самегрело между ними началась напряженная межфеодальная усобица.К концу XVII в. княжество Самегрело потеряло в этой борьбе часть своих владений - территорию между реками Кодори и Ингури. Присоединенная к княжеству Абхазия, эта территория известна в истории под названием Самурзакано.С этого времени начинается процесс "абхазизации" этого края. В книге И.Г. Антелава приведен документ начала XIX в., где сказано, что в XVII в. князья Абхазии Шервашидзе, "братья Ростом, Джикешия и Квапу, сыновья Зегнака, поделили страну между собою. Старший из них - Ростом первенствовал в Абхазии от р. Бзыби до Кодори; среднему - Джикешия принадлежала область от Кодори до Галидзи, что касается младшего- Квапу, он занял местность от Галидзи до Ингури." После XV века постепенно учащаются нападения абхазов-апсуа на разные регионы Западной Грузии,преимущественно Самегрело, на что указывает Грузинский историк XVIII в. Вахушти Багратиони. Из документов XV в. явствует, что Сухуми не являлся городом Абхазии. По данным историка Арканджело Ламберти - Дранда, Мокви, Илори, Бедиа входили в пределы Самегрело. Сведения Арканджело Ламберти особенно важны,т.к.он более 20 лет жил в этом районе.Весьма примечательно сообщение, где он отмечает, что абхазы "отошли от христианства". Именно эти отошедшие от христианства абхазы и переселившиеся с севера апсуа совершали нападения на соседние районы. Документальные данные указывают, как постепенно сужались границы распространения юрисдикции западногрузинской епархии в течение ХVI-ХVII вв. Если по данным ХVI-ХVII вв. селения за рекой Энгури входили в пределы Самегрело, то в начале XVIII в. те же селения уже были заняты абхазами-апсуа. В середине XVII в. Бичвинта (Пицунда) находилась не в пределах Абхазии, а в Самегрело.Юрисдикция главы западногрузинской церкви распространялась на "Одиши, земли имеретинцев, гурийцев, абхазов и сванов, его стольный храм (митрополия) находится в Бичвинта, поблизости от Абхазии".Отражать нападения абхазов становилось всё труднее, положение осложнялось, и князь Самегрело Леван II Дадиани (1611-1657) построил стену для ограждения от нападающих,об этом упоминается в книге историка VIII века Вахушти Багратиони. Следует учесть то весьма важное обстоятельство, что в ХIII-ХV веках Сухуми также считался грузинским городом.Сухумский католический епископ Пиетро Геральди в письме, написанном в 1330 г., жителями Сухуми называет грузин, а также мусульман и евреев. Это указывает на то, что в это время в Сухуми вообще не было собственно абхазов -апсуа. На итальянской карте XV в. у устья реки Келасури нанесен пункт "порто Мингрело", но к XVII веку картина изменилась. Джовани Джулиано да Лукка, который в 1630 г. путешествовал по Западной Грузии, описывая быт абхазцев-апсуа, указывает на то, что "их жизненные нормы схожи с черкесскими, что их язык отличается от языка соседей, они не имеют писанных законов, не имеют письменности, без всяких христианских обычаев, живут в лесах,на вершинах гор, имеют малочисленные отары, в основном довольствуются дичью, ягодами, пшеница у них не водится, соль они не употребляют. Эти абхазы не живут в городах и крепостях, не другие нападают на них, а они сами нападают друг на друга".В 40-х годах XVII в.в Грузии находился известный турецкий географ и историк Эвлия Челеби, описание которого свидетельствует о наличии отличного от соседних грузин быта и культуры в Абхазии, где к этому времени уже господствовал ислам, но, по его словам, "абхазы не знакомы с кораном, и вообще у них нет никакой религии". Приведенные данные вполне подтверждают высказанное в грузинской историографии положение об изменении социально-культурно-религиозного облика населения Абхазии, что могло быть вызвано частичной или полной сменой этнического состава населения.В исторических преданиях апсуа неоднократно появляется тема об их переселении из других стран,их предания указывают на существование населения, которое погибло и чье место заняли другие.О проживании в горах свидетельствует и абхазская мифология, повествующая о боге войны Аирге, который сторожил вершины гор и к побережью спускался лишь с целью грабежа. Возможно, в этих преданиях отражены явления разных эпох, но на фоне вышеизложенных явлений они заслуживают внимания.О незакавказском происхождении абхазов-апсуа еще в XIX в. писали некоторые русские исследователи, например: "Абхазцы не всегда обитали там, где теперь живут, а предания их и многие исторические данные и обычаи указывают, что они пришли с севера и потеснили картвельские племена, пока не остановились у Ингури". В XI веке, когда патриарх Антиохии поставил под сомнение законность автокефалии грузинской церкви, выдающийся грузинский деятель Георгий Мтацминдели при дворе всемирного патриарха в Византии обосновал законное право церкви Грузии на автокефалию проповеднической деятельностью в Грузии Андрея Первозванного, указывая при этом, что один из двенадцати апостолов, Свимон Кананит, похоронен в Грузии, собственно в Абхазии, в Никопсии. Это явно указывает на то, что в это время, как для грузин, так и византийцев, Абхазия и Грузия являлись идентичными понятиями. Вахушти Багратиони, рассказывая о Западной Грузии, пишет, что эта страна сперва именовалась Эгриси, затем Абхазети, а затем Имерети. Это объясняется тем, что, независимо от происхождения, по культуре, истории, средневековые абхазы - это грузины, и эта территория являлась Грузией.Как было сказано с IX в., после вступления западногрузинской церкви в состав Мцхетской кафедры,богослужение на греческом языке было заменено богослужением на грузинском, и грузинский язык занял во всей Западной Грузии, включая собственно Абхазию, главенствующее положение.Так продолжалось до XIX века, когда царское правительство начало свое наступление на грузинский язык, стараясь внести раздор в среду населения Грузии. Абхазия оказалась сравнительно благодатной почвой для этой акции, и под предлогом защиты и покровительства этнического меньшинства и его культуры в середине XIX в. были предприняты первые попытки создания абхазской письменности(сообщение о существовании у абхазов-апсуа своего разговорного языка засвидетельствовано у авторов XVII в.) Впервые абхазский алфавит (для языка апсуа) был создан в 1862 г. известным ученым П. Усларом, на базе русской графики. Затем были попытки усовершенствования этого алфавита. В 1892 г. педагог К. Мачавариани попытался улучшить этот алфавит, затем Н.Марр создал новый абхазский алфавит на базе латинской графики. В 1938 г. Д.Гулия при помощи грузинских ученых А. Шанидзе и С. Джанашиа создал более усовершенствованный абхазский алфавит, на основе грузинской графики, а в 1954 году был создан ныне действующий, новый абхазский алфавит, вновь на основе русской графики. Первая книга на языке апсуа была издана в Тифлисе в 1912 году. Это был сборник стихов Д. Гулия.Царское правительство после упразднения автокефалии Грузинской церкви (1811 г.) начало переводить богослужение в церквах Абхазии с грузинского на славянский, что также преследовало цели русификации края. В своих целях использовало правительство царской России и трагические события в истории Абхазии, связанные с мухаджирством. Фактически провоцируя переселение абхазов-мусульман в Турцию, а затем создавая препятствия той части мухаджиров, которая желала вернуться на родину, правительство одновременно не разрешало грузинам поселяться в Абхазии и способствовало заселению края армянами, русскими и представителями других национальностей.Грузинская пресса того времени прекрасно иллюстрирует, как старалась грузинская интеллигенция во главе с И. Чавчавадзе препятствовать выселению абхазов-мусульман в Турцию. Эти обстоятельства должным образом освещены в книге известного абхазского историка Г. Дзидзария, посвященной процессу мухаджирства.После упразднения грузинской государственности правительство царской России старалось искоренить само название "Грузия", также оно старалось искоренить и название "Абхазия", которая в системе русской администрации именовалось: "Сухумский военный отдел", а с 1883 г. - "Сухумский округ", который был подчинен генерал-губернатору Кутаиси.Начался процесс заселения Абхазии русскими и армянами,который активно продолжался и в советский период, о чем красноречиво говорят данные переписи населения 30-50-х годов. Указанная политика советского правительства была явно направлена против коренного, грузинского и абхазского населения. Несмотря на стремление царского правительства, в грузинском языке сохранилось название "Абхазия", и в 1918 году, когда была создана Демократическая Республика Грузия, она вошла в ее состав на правах автономии, что было признано правительством РСФСР по договору 7 мая 1920 года. Правителство Демократической(меньшевитской) Грузии в 1920 г. через своего представителя вопрос мухаджиров вынесло на рассмотрение заседания Совета Антанты. После аннексии Грузии РСФСР в феврале 1921 г. и установления здесь советской власти процессы, имевшие место в Абхазии, освещены в книге лидера абхазских большевиков Н.А. Лакоба.В марте 1921 г. Ревком издал Декларацию об Абхазии, и 29 марта на совещании руководящих работников Закавказья было принято решение о создании Абхазской ССР. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что лидеры абхазских большевиков, Лакоба, Эшба, в требованиях самостоятельности от имени Абхазии совершенно игнорировали интересы грузинского населения Абхазии.
Требование создания независимой Абхазии рассматривалось как временное явление. Следует отметить, что хотя переговоры велись после аннексии Грузии, но они велись в условиях борьбы за упрочение и сохранение власти, и грузинские большевики нуждались в поддержке своих абхазских коллег. Лидеров грузинских большевиков не интересовало и не беспокоило то обстоятельство, что этой уступкой они посягали на единство Грузии, ее исторических границ, для защиты которых грузинский народ боролся веками. Они не интересовались, не считались с законными правами грузинского народа, особенно той ее части, которая в течение веков жила на собственной земле и в собственном государстве, а теперь должна была жить в другом государстве.Они принимали эти решения и создавали новое государство в тех границах, которые составляли неотделимую часть исторической Грузии, где всегда большинство населения составляли грузины. Единственное, что заботило грузинских большевиков, это сохранение власти.То, что независимая Абхазия была создана искусственно, быстро дало о себе знать. Ее обособленное существование не отвечало ее собственным политическим и социально-культурным интересам, и вскоре по инициативе тех же абхазских лидеров она была ликвидирована.
Преобладание грузинского населения в Абхазии - это закономерное явление, т. к. вся территория современной Абхазии была непосредственной составной частью грузинских государств, с древнейших времен здесь проживал грузинский этнос.
После установления Советской власти Абхазией именовалась Абхазская Республика, сперва социалистическая независимая, затем на договорных началах с Грузией, а затем Автономная в составе ГССР, но грузины, как и другие народы, абхазами уже называют ту часть населения этой Абхазии, которая сама себя называет апсуа.Те, кто сегодня именует себя апсуа, а мы называем абхазами, являются нацией, у которой нет другой Родины, кроме Грузии.Грузины и абхазы-апсуа являются коренным населением Грузии. На этой земле завоевателем не являются ни грузины, ни абхазы и это сегодняшняя действительность. Все предшествующее принадлежит истории,которая,однако, заслуживает внимания и уважения.
Несмотря на основательную аргументацию приходят на ум название книги Л.Кучмы "Украина - не Россия". По аналогии с этим хочется сказать: Абхазия - не Грузия. Но кому эти земли принадлежали первоначально и что теперь делать тем же абхазам, долго ещё будут решать. Не меньше, чем спор евреев с арабами. Благо, если это ограничится лишь полемикой.