Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
16 июля ’2010
13:43
Просмотров:
28562
На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. С этой иконой соединены многие воспоминания о судьбах христианства на Кавказе.
Икона Божией Матери, известная под именем Моздокской, явилась к осетинам в начале XIII века, как знаменательный символический дар, полученный от грузинской царицы Тамары (1184-1213). По её распоряжению, как повествует об этом предание, искусный живописец написал копию великой святыни грузинского народа — Иверской иконы Богоматери — специально для христиан — осетин. И эта, вновь написанная икона была направлена св. Тамарой в Осетию, как знак особого внимания к соседнему народу, родственному грузинам по вере.Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.
В те давние времена уже существовали многосторонние и разнообразные связи между различными христианскими народами, как жившими в непосредственном соседстве, так и находящимся на далеком расстоянии один от другого. Эти связи нередко приводили к бракам, которые заключались между членами семейств правителей различных христианских государств; а так же браки, в свою очередь, содействовали укреплению вышеуказанных связей.
Св. Тамара, приславшая в дар осетинам Богородичную святыню, была дочерью грузинского царя Георгия III и осетинской царевны Бурдухан. Первым мужем царицы Тамары был князь Юрий — сын русского великого князя св. Андрея Боголюбского. Вторым браком она была повенчана с осетинским царевичем Давидом Сосланем.
С именем царицы Тамары связана одна из самых замечательных эпох национального и культурного расцвета Грузии, а так же значительное оживление миссионерской работы проповедников христианства, трудившееся на ниве Евангельского благовестия и в самой Грузии, включая ее отдаленнейшие уголки и на соседних с Грузией территориях — в частности, в областях, населенных осетинами.
Миссионеры, посланные царицей Тамарой, продолжили и отчасти возобновили то, что было сделано их предшественниками, Как известно из церковной истории, начало христианства у осетин относится еще к апостольским временам. Впоследствии среди осетин много потрудились византийские миссионеры. Византийские официальные документы именовали осетин аланами. Христиане-аланы первоначально были причислены к Понтийскому диоцезу Константинопольского Патриархата. Патриарх Николай Мистик (X век.) основал у аланов архиепископию, ставшую впоследствии митрополией. Судьбы этой древней Аланской митрополии были чрезвычайно осложнены множеством исторических невзгод, а христианство среди осетин подвергалось в течение веков самым тяжелым испытаниям и жестоким гонениям — в древнейшие времена со стороны соседних языческих народностей, а впоследствии со стороны мусульманских завоевателей из Персии и Турции. Много бед принесло осетинам и татарское нашествие.
В XIII веке, при деятельном участии миссионеров, посланных царицей Тамарою, происходило восстановление и укрепление христианства у осетин, причем исключительно важную роль при этом играло ознакомление осетин с культурой соседней Грузии.За эпохой, отмеченной мощным и плодотворным воздействием, шедшим из Грузии, последовал период блестящего национального возрождения осетин, хранивших свою христианскую культуру от посторонних враждебных воздействий.
К сожалению, этот период расцвета был непродолжителен и для Осетии наступила пора тяжких испытаний, в ходе которых христианство у осетин было фактически почти полностью забыто в о его расцвете свидетельствуют лишь немногочисленные исторические напоминания.
От славной некогда Аланской митрополии в настоящее время сохранились скудные археологические памятники византийской эпохи и еще более скудные летописные известия. Возрождение христианства в Осетии при царице Тамаре оставило по себе более ощутимые вещественные свидетельства в виде повсеместно встречающихся развалин храмовых и монастырских сооружений грузинского стиля, остатков фресковой росписи и различного рода письменных свидетельств.Своеобразными памятниками вторичного расцвета христианства в Осетии являются обычаи, имена, праздники и оригинальные редкостные предания, сохраняющиеся веками среде осетин, несмотря на то, что официально христианство считалось здесь вытесненным сокрушительным натиском ислама в возродившимся язычеством.
Но без преувеличения можно утверждать, что благоговейная любовь немногочисленных осетин, оставшихся среди всех испытаний верными христианству, к их заветной святыне — присланной царицею Тамарой иконе Богоматери — является самым замечательным свидетельством эпохи вторичного распространения христианства в Осетии, это свидетельство выдержало многовековое испытание в самых тяжелых условиях. Характерно то обстоятельство, что даже те осетины, которые отошли от христианства под влиянием мусульманской пропаганды, выражали свое почтение к этой национальной святыне.
Святая икона Богоматери была для многих жителей Северного Кавказа настоящим проповедником христианства, миссионером, напоминаниям об утерянных духовных ценностях.Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье,в селении Майрами-Кау. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икона чудесно сохранялась.Эти чудеса прославили образ Пресвятой Богородицы, как новую Неопалимую Купину, к которой с надеждой обращались осетины, томившихся под игом поработителей. Следует отметить. что несмотря на подавляющее превосходство сил у завоевателей, осетины, никогда не складывавшие полностью своего оружия, продолжали вести освободительную войну против захватчиков. Но насильники веками держали осетин, точно в природной темнице, в почти недоступных горных ущельях и тесницах. Загнанным в эти ущелья осетинам приходилось страдать от безземелья и от сурового климата, почти не имея связей в внешним миром.
Святая икона Богоматери была для многих жителей Северного Кавказа настоящим проповедником христианства, миссионером, напоминаниям об утерянных духовных ценностях.
В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.
В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами путь свой и прибытие в православный город.
По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.
Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской и других, более отдаленных губерний.
Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.
Икона Иверской Божьей Матери не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях веротерпимость. Весьма любопытный случай произошеёл в 1899 году во время посещения епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил молитвой к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок подошли к чудотворной иконе, приложились к ней, зажгли восковые свечи и начали молиться.
К крестному ходу – этому церковному торжеству – было причастно не только христианское население края и этот факт констатировался в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года: «Даже магометане и те отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие. На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах послал своих лучших поклонников – жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду христиан, совершающих шествие в честь Богородицы. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».
С почитанием к иконе Моздокской Богоматери относились не только чеченцы, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством, крестами, хоругвями и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.
В сентябре 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако стоявшая тут же чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.
Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это в декабре 1914 года, когда государь на обратном пути с турецкой границы в Закавказье, где он побывал, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию, посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.
И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, Успенский собор в Моздоке в будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.
Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, – это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь с деревянным крестом на крыше,а неподалёку – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа – чудотворная икона Иверской Богоматери.
Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.
Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезла. Но не искать ее нужно, а очищаясь, изменяться живущим здесь, на Северном Кавказе,в Осетии. Тогда, быть может, благодать вернется на эту многострадальную землю.
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи