Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
14 января ’2015
12:12
Просмотров:
20141
Об изгнании торговцев из Храма
"И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:10-13).
"Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11:15:17).
"И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников" (Лк. 19:41:46).
"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня". (Ин. 2:13-19).
Был ли бродячий проповедник по имени Иешуа, единственный, кто видел осквернение Храма и предвидел его разрушение? Нет.
Пророк Иеремия живший за шесть веков до Иисуса говорит беспощадные слова: "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? " (Иер. 7:4-11).
Современники Иисуса "сыны света", также считали Храм оскверненным священниками: "последние священники Иерусалима, которые собирают богатства и добычу из награбленного у народов, но в конце дней их богатство вместе с их добычей будет отдано в руки воинства киттиев , ибо они являются "остальными народами"…. "Бог осудит его (Нечестивого священника) на уничтожение, как он (сам) замыслил истребить бедных. А относительно того, что он (пророк Аввакум) сказал: "За кровь города и насилие над страной", - имеется в виду: "город" - это Иерусалим, в котором Нечестивый священник творил мерзкие дeла и осквернил храм Бога, а "насилие над страной" - это города Иудеи, в которых он (Нечестивый священник) грабил имущество бедных" (Ком. на книгу Аввакума).
Через тридцать лет после Иисуса, имя которого на его родном языке звучало Иешуа, другой Иешуа (очень интересное совпадение) возвещал, что Бог разрушит Иерусалим и Храм. Еврейские власти арестовали этого возмутителя спокойствия также как и Христа, и передали римскому прокуратору, который его бичевал, однако отпустил, посчитав проповедника одержимого демоном или больным человеком: "Еще знаменательнее следующий факт. Некто Иешуа, сын Анана, простой человек из деревни, за четыре года до войны, когда в городе царили глубокий мир и полное благоденствие, прибыл туда к тому празднику, когда по обычаю все иудеи строят для чествования Бога кущи, и близ храма вдруг начал провозглашать: «Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос, вопиющий над Иерусалимом и храмом, голос, вопиющий над женихами и невестами, голос, вопиющий над всем народом!» Денно и нощно он восклицал то же самое, бегая по всем улицам города. Некоторые знатные граждане в досаде на этот зловещий клич схватили его и наказали ударами очень жестоко. Но не говоря ничего в свое оправдание, ни в особенности против своих истязателей, он все продолжал повторять свои прежние слова. Представители народа думали как это было и в действительности, что этим человеком руководит какая–то высшая сила, и привели его к римскому прокуратору, но и там, будучи истерзан плетьми до костей, он не проронил ни просьбы о пощаде, ни слезы, а самым жалобным голосом твердил только после каждого удара: «О горе тебе, Иерусалим!» Когда Альбин так назывался прокуратор допрашивал его: «Кто он такой, откуда и почему он так вопиет», он и на это не давал никакого ответа и продолжал по прежнему накликать горе на город. Альбин, полагая, что этот человек одержим особой манией, отпустил его" (Иуд. Война кн. 6. Гл. 5:3).
Ранние предания повествуют, что Иисус не только шёл на конфликты с иудейскими законоучителями, в основном фарисеями и саддукеями, но подверг критике центральное место поклонения, объединяющее весь иудейский народ, включая паломников из разных стран, прибывающих для поклонения и жертвоприношений. Храм был не только сосредоточением религиозной жизни евреев, но и политической и что немаловажно финансовой. В иерусалимский Храм поступали значительные денежные средства. Каждый совершеннолетний, свободный еврей как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре платил храмовый налог – пол шекеля. Богатые люди жертвовали на Храм значительные суммы. Кесарь Август разрешил собирать храмовый налог на всей территории римской империи и переправлять его в Иерусалим. Даже правители нередко покрывали храмовые расходы из царской казны и посылали в Храм богатые дары. Так, Дарий пожертвовал деньги, необходимые для завершения строительства Второго храма и для регулярных храмовых жертвоприношений (Эзра 7:20–23). Птолемей Филадельф подарил Храму золотой стол и великолепные золотые сосуды; Селевк IV, как и другие эллинистические правители, выделил средства на регулярные храмовые жертвоприношения; Антиох III подарил двадцать тысяч шекелей на жертвоприношения, большое количество муки, зерна, соли и стройматериалы, включая ливанский кедр, необходимые для ремонта здания. Римские правители также посылали в Храм всевозможные дары.
Храмовая площадь включала не только здание Храма, но и административные помещения, склады и рынки. Торговля в Храме предназначалась для паломников. Археологические раскопки профессора Б. Мазара убедительно доказали, что столы меновщиков находились в непосредственной близости от входа в храм. Меновщики меняли монеты паломников на шекель, единственную легитимную храмовую валюту. Менялы находились у своих прилавков за три недели до начала трёх праздников, в которые приходили паломники - Песах, Шавуот и Суккот. Те, кто не имел возможности уплатить налог, давали долговую расписку. Кроме храмовых расходов, собранные деньги, шли на городские нужды Иерусалима. По словам Иосифа Флавия: "Храм был главным хранилищем всего еврейского богатства» (Война 6:282).
Итак, Иисус Христос обвинил храмовых служителей в обмане и осквернении Храма. Возможно, он увидел шумный торг, мошенничество менял по отношению к паломникам, прибывшими из дальних стран. Иудеи, прибывшие издалека не могли приводить жертвенных животных с собой, поэтому храмовые служители давали возможность приобрести животных на месте, однако покупать их на римские монеты с изображением кесаря запрещалось, следовало обменять римские деньги на храмовые шекели, отсюда возникла необходимость в менялах.
На первый взгляд можно предположить, что Иисус действительно был ревнителем Храма, который в глазах паломников (не только из среды народа Израиля) служил олицетворением присутствия Бога Израиля, а также способствовал привлечению иноземцев, и уважительному отношению к религии иудеев. И поэтому, столкнувшись на храмовой площади с обменом римских денег на храмовый шекель, сопровождающийся обманом, услышал мычание скота, которого ведут на забой, многочисленные нечистоты животных, Иисус решил очистить Храм от скверны. Свил из верёвок бич и выгнал из храмовой площади скот, предназначенный к закланию, потребовал убрать жертвенных голубей и опрокинул столы меновщиков. При этом он ссылался на своего предшественника пророка Иеремию.
Однако, история об изгнании торговцев из Храма, ревности Иисуса о Храме, противоречит сложившемуся у нас представлению о мыслях и действиях этого человека. Насколько известно, он ревновал о духовном Храме, стремился к совершенству духа, но не восхищался строениями, созданными человеческими руками, полагая, что нет смысла делать вложения в дело обречённое на разрушение: "И когда выходил он из храма, говорит ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне" (Мк. 13:1:2).
На вопрос самаритянской женщины о месте поклонения, Иисус рассказывает о духовном служении:
"Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:19-24).
Проще всего рассудить таким образом: если подобное, агрессивное поведение противоречит образу мысли главного действующего лица хроники, значит, история вымышлена и приведена в качестве какого-то идеологического фактора или является аллегорией, имеющей поучительное значение.
Согласно повествованию синоптиков - Матфею, Марку и Луке, Иисус вошёл в Храм и изгнал торговцев после своего триумфального вхождения в Иерусалим. Его славили как царя Иудейского, он вошёл в Храм как имеющий власть и начал с очищения Храма.
Пётр в своём послании писал, что суд начнётся с храма Божьего: "Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1-Петра 4:17). То есть, "дом Божий" -это символическое название верующих: "Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2-Кор. 6:16).
Иоанн также намекает на символическое значение изгнания торговцев:
"На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего" (Ин.2:18-21).
Многие считают, что Иисус был наполнен пророческим духом и не мог совершить бессмысленных действий. Он совершает акт, носящий символическое значение:
1. Он показывает знак нового времени, которое не потерпит торговлю на святом месте.
2. Храм - это душа верующего, и рядом с божественным не должно быть корысти, обмана и суеты.
3. Очищение начнётся с приближенных к Святости т.е. храмовых служителей или верующих.
Но подобная трактовка не доказывает, что история с очищением Храма выдумка, напротив, подтверждает её, так как найдено приемлемое объяснение странному действию.
А если предположить, что изгнание скота с территории, принадлежащей Храму, произошло на раннем этапе деятельности Иисуса, в период, когда его знание истины не достигло отвлечённого понимания совершенства? В это время он ещё верил в божественное присутствие на святом месте и действительно ревновал об осквернении святости?
Нередко паломники, приходящие к храмовой горе и поднимающиеся на неё, до сего дня (автор этих строк не исключение) чувствуют своего рода восторг, радость, уют и умиротворение, наполнение особой энергией. Любопытно, что радиус, в котором происходят столь удивительные вещи, очень ограничен.
Мистики называют такие места – места силы.
По наивности ли поступил Иисус, надеясь изгнанием торговцев изменить положение вещей? Не отвергаю того, что он действительно возревновал, так как относился с большим пиететом к Храму. Об этом свидетельствует рассказ Марка о том, как Иисус не позволил "пронести через храм какую либо вещь" (Мк. 11:16).
Согласно трактату Брахот вход в храм был воспрещён обутым, несущим палку, сумку и т. д. "Помещение храма не должно служить человеку сокращением пути" (Berakhot IX5).
Даже если на раннем этапе своей деятельности он и был полон надежд, но увидев осквернение уникального места, Иисус вознегодовал на слепоту чувств и корыстолюбие, совершенно неприемлемое по отношению к святыне, решил положить конец бесчинству, поощряемому первосвященниками. Однако, столкнувшись с сопротивлением высшим идеям, осознал, что человечество не готово принять духовное поклонение Богу.
Правда, синоптики сообщают, что изгнание торговцев произошло в самом конце служения Иисуса, и являлось одной из причин обвинения перед римскими властями: "Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его" (Мк. 11:15-18).
Лишь Иоанн, кстати, непосредственный свидетель тех событий, сообщает, что изгнание торговцев произошло именно на раннем этапе деятельности Проповедника. Также как и другие евангелисты, он говорит, что это событие произошло в преддверии первого Песаха его служения, а не последнего.
"Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Ин. 2:11-15).
Итак, кто прав, Иоанн или Матфей, Марк и Лука? Очевидно, что синоптики использовали один источник, так как все трое повторяют определённую последовательность:
1 - вошёл в храм, 2 - выгнал продающих, 3 - выгнал покупающих, 4 - опрокинул столы меновщиков, 5 - опрокинул скамьи продающих голубей.
"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей" (Мф. 21:12).
"Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул..." (Мк. 11:15).
" И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих" (Лк. 19:45).
Последовательность действий в Евангелии от Иоанна совершенно иная и описание более подробное. Упоминаются некоторые детали, о которых не сообщают синоптики, например: бич, жертвенные животные по мере значимости жертвы (волы, овцы и голуби), деньги меновщиков.
1 - увидел продажу животных для жертв, 2 - увидел меновщиков, 3- сделал бич, 4 - изгнал всех из храма, 5 - изгнал овец и волов, 6 - рассыпал деньги меновщиков, 7 - опрокинул столы меновщиков.
"И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Ин. 2:14-15).
Иоанн сообщает о правильной последовательности действий - изгнание людей, чтобы обезопасить их от бегущих волов. Потом изгнание овец, чтобы и они не пострадали от волов, а потом уже и самих волов.
И всё же, когда Иисус изгнал торговцев из территории Храма? В начале своего служения или конце?
На первый взгляд вполне логично предположить, что именно в конце, и правы синоптики - торжественный въезд в Иерусалим, признание его полномочий народом, крики "осанна". И если никто не помешал ему совершить погром в Храме, значит, на тот момент он имел одобрение и поддержку народа.
А вот согласно Евангелию от Иоанна, Иисуса в Иерусалиме не знали, так как он ещё не совершил удивительных дел в Иудее, о них было известно только в Галилее. Возможно ли, не имея поддержки народа, прийти в Храм, не встретив сопротивления храмовой охраны, изгнать оттуда торговцев, которые имели легитимное право на свою деятельность?
Можно предположить, что о Проповеднике слышали от Иоанна Окунателя (Крестителя), который подтвердил его высшие полномочия и к времени прихода в Иерусалим Иисус многим был известен: "И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1:34).
Возможно, на тот момент духовные учителя Израиля предполагали, что он, возможно, ожидаемый Мессия и поэтому приступили к нему с осторожностью, спросив, может ли он подтвердить свои полномочия знамением. Посылают к нему одного из самых значительных законоучителей Накдимона (Никодима) выяснить, действительно ли он тот самый. Поэтому вполне вероятно, что первосвященники не разрешили вмешиваться храмовой охране, не будучи уверенными до конца с кем имеют дело.
Однако, практически все исследователи евангелий полагают, что изгнание произошло в конце служения Иисуса и правы синоптики, а не Иоанн. За нарушение общественного порядка, смутьяна следовало арестовать и предать суду, так как любая подобная провокация в то время и в том месте считалась причиной бунта и неповиновения. Поэтому римскими властями был издан указ о поимке возмутителя спокойствия. Версия заслуживает уважения, и скорее всего она верная, тем более она опирается на показания трёх евангелистов.
Но в силу изложенных выше причин о характере и проповеди Иисуса и показаниях Иоанна, (непосредственного участника событий, ученики которого записали слова учителя и на основании воспоминаний апостола, составили евангелие, называемое от Иоанна), есть место для сомнений.
Можно предположить, что изгнание торговцев было не единственным актом, и существовало второе действие, именно во время торжественного въезда в Иерусалим, о котором Иоанн не сообщил. Но это странно, ведь Иисус не подрядился каждый раз изгонять торговцев. И почему столь долгий период времени - почти три года от первого изгнания до второго.
Можно пофантазировать, предположив, что Иисус, изгоняя торговцев именно в начале своего служения, хотел показать приход нового времени, был полон веры в скорый приход Царства Божия: "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17) "ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф. 10:17).
В конце своего служения он понял, что приход Царства Божия откладывается на более поздний срок, так как его проповедь была отвергнута Иерусалимом, иначе бы в его словах, не было бы столь много грусти и разочарования: "Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!" (Лк. 13:34-35).
Изгнанные торговцы скорей всего немедленно вернулись на свои места, так как храмовая церемониальная служба без них невозможна. Иисус после этого не раз приходил в Храм и уже не пытался изгнать их. Однако существует правило: то, что нельзя улучшить, - уничтожается.
"И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено" (Мф. 24:1-2).
Через сорок лет пророчество исполнилось…
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи