***
Боль превращается в дождинки.
Алхимия…
Стихи…
Картинки...
У Линга кисточки и краски
Медовые.
Румяна,
Маски,
Смывает ливень летний, теплый.
И мы с тобой давно промокли.
Смеёмся…
Можно босиком
Под старым, маленьким зонтом.
В кофейне булочки с корицей.
Я знаю – этот дождь мне снится.
Смешенье красок,
Всплесков пенных,
Журчаще-звонких
И напевных:
Лиловый…
Охра…
Лазурит…
Вода
Смывает и кипит.
Игра...
Прозрачное виденье.
Картины и стихотворенье
Сливаются в одно.
И ясно, что жизнь и под дождем – прекрасна!
*
Экфрасис
О ЖАНРЕ
Слово «экфрасис» происходит от древнегреческого глагола, означающего «высказываю, выражаю».
В культуре – это в широком смысле воспроизведение одного вида искусства средствами другого.
Распространенность экфрасиса в древности привела к его выделению в самостоятельный жанр античной литературы. Один из наиболее ранних примеров – знаменитый трактат Филострата Старшего «Картины». В нем античный мыслитель описывает картины, увиденные на вилле друга в Неаполе, и разъясняет их содержание. Во введении автор заявляет о своем желании поведать «о тех произведениях живописи, о которых была как-то у меня беседа с молодежью. Ее я вел с целью объяснить эти картины и внушить им интерес к вещам, достойным внимания». Таким образом, уже первый исторический пример экфрасиса имеет своей целью вопросы морали и направлен на улучшение нравственности. Техника экфрасиса может быть как простой, так и вычурной, прием может быть «исполнен» в самых разных стилях и жанрах. На практике экфрасис – это не только упражнение в красноречии и композиции, но и результат осмысления эстетического опыта, неизменно ведущий к этическим основам эстетики. Аналитический потенциал экфрасиса призван углубить, дополнить и объяснить эмоциональное и эстетическое переживание, что обеспечило популярность приема в литературе последующих эпох и его распространение на другие виды искусства. «Пограничное» положение экфрасиса, с одной стороны, позволяет расширить круг проблем, которые инициируются определенным художественным образом, с другой – дает возможность ответить на неоднозначные вопросы, требующие «взгляда со стороны». Разумеется, экфрасис неизбежно заключает в себе и информацию о мировоззрении и социокультурной идентичности автора и его эпохи.
Сразу предупреждаю: это - мое частное мнение, не более. И высказываю его именно потому, что стихо понравилось.
Хорошее стихо. Получилось настоение. И получилось именно дополнение к картине.
Но здесь и засада, как мне кажется. Автор пытается это пояснить, а пояснение - лишнее. "У Линга кисточки и краски Медовые" - "у Линга" превращает предложение в повествовательное, так сказать. Для стиха не важно имя художника. Важен теплый тон , удивительная способность художника даже картины, выполненные в основном в сине-фиолетовой гамме, быть теплыми, как выразился автор, "медовыми". Это - очень точный эпитет
.
Но вот вам вопрос. Стихо начинается со слова "боль". Сразу возникает ощущение излишнего эпатажа. Если бы автор эту "боль" ограничил чисто своими эмоциями, говоря от своего имени (или от имени ЛГ), это было бы понятно и уместно, но предложение обезличено. Вот она - засада. Для меня там (на картинах) нет боли. Есть сложные эмоции, которые одним словом не опишешь. Но нет и возможности принять эту "боль", как начало образа, так как "боль" ничем не подкреплена. Просто слово. И всё, что что читается после - этой боли противоречит. Нет эмоционального отклика.
"Боль превращается в дождинки. Алхимия… Стихи… Картинки…" Конец двустишия противоречит началу для меня. Уменьшительно-ласкательные "Картинки" не вяжутся с "болью".
"У Линга кисточки и краски Медовые." И опять то же несоответствие. Уменьшительно-ласкательное "кисточки". У художника - только "кисти". "Кисточки" - на ушках у зверья, на текстиле и в детском саду. Такое несоответствие посыла автора последующим словам - разрушает образ.
Некоторые эпитеты и метафоры, как бы точно, по мнению автора, они не отражали эмоциональную и смысловую составляющую, лучше не употреблять. Есть две причины - архаичность и частое употребление. "Всплески пенные". Это - во времена Александра Сергеевича. Да и для акварельной картины - слишком пафосно. "Вода ... Кипит" - это ещё одно очень распространенное выражение.
"Вода Смывает…" а вот это выражение требует продолжения. Что смывает и откуда? Без этих уточнений получается приманка для острословов.
"Картины и стихотворения Сливаются в одно." Во-первых, в предыдущей строке "виденЬЯ", поэтому и тут нужна краткая форма, хоть она и считается устаревшей "стихотворенЬЯ". Во-вторых, стихотворенье одно. Откуда возникло множественное число?
"И ясно, что жизнь и под дождем – прекрасна!" А вот это уже фатально. Даже если смысл банален, это не значит, что он неверен, но если он ещё и передан банальными до предела словами - это никуда не годится. Да и рифма ясно-прекрасно - совершенно исчерпала себя.
А вообще - стихо живое получилось. Хотелось бы, чтобы автор подправил конец стихо.
Кстати, советую посмотреть всю серию картин. Жаль, не могу увидеть их "вживую", но и на экране - впечатляет. Спасибо автору за наводку.
Вообще вода может смывать всё, что угодно. О том и речь. И в контексте эта фраза слишком обща, а потому - ненформативна. Кроме того, кипящая вода давно стала штампом. Причем уводит этот штамп к горным речкам и прибою у скал. А в компании со смывом - к сантехническому изделию. Такого лучше избегать.
Во многом согласен с Таней (Neta).
Стихотворение хорошее. Но в современной поэзии, думаю, очень сложно выдержать баланс между описанием картины и передачей мыслей и чувств ЛГ, вызываемых картиной.
...А акварели художника действительно великолепны!
Согласна с Таней. Все замечания правильны и по существу.
Но… я не считаю стихотворение удачным. Все как-то разрозненно и не целостно. Прям кусочки какие-то.
Алхимия…
Стихи…
Картинки...
???? Это о чем?
У Линга кисточки и краски
Медовые.
Румяна,
Маски,
Смывает ливень летний, теплый.
Именно потому, что медовые, они смывают румяна-маски (которые по звучанию не очень хороши)?
В кофейне булочки с корицей.
Я знаю – этот дождь мне снится.
Булочки с корицей совсем не вписываются в картину. Или…чтобы корицу срифмовать с «мне синится», которое уводит мысль еще в одном направлении? Понимаю, автору хотелось вдохнуть жизнь, сделать осязаемыми персонажей… В результате – разбросанность… Видимо, наспех перекусили, так как опять:
Лиловый…
Охра…
Лазурит…
Вода
Смывает и кипит.
Игра
Прозрачное виденье.
Картины и стихотворения
Что за свалка? Полный сумбур…впечатление собранных в кучу случайно попавших под руку слов…
Вывод – совершенно детский:
«И ясно, что жизнь и под дождем – прекрасна!»
Если что, его должен был сделать читатель благодаря картине, созданной поэтом. А здесь и мораль на блюдечке. Или автор не уверен в том, что удалось создать нужное настроение?
… я с автором согласна в таком случае…)))))
Понравилось стихотворение. Замечания вроде бы все по существу. Но... В этом стихе есть главное для меня - передано такое состояние-настроение, как-бы это сказать - нестаточное... Это, когда оттенки чувств сменяют друг друга, как вода смывает слой краски, а под ней другой, а под ним ещё ... Такое состояние очень сложно описать, назвать одним словом. Это под силу только вот таким стихам.
Что действительно не украшает стихи, так это последнее предложение с выводом. Пусть он останется на волю читателя...
Интересные стихи.
Думаю, что это косвенный дискретный экфрасис, в котором "нестыковки", упомянутые в отзывах выше, вполне допустимы.
"Косвенный экфрасис служит созданию (образа) словесной реальности. Описание пейзажа, персонажа, других элементов художественного мира литературного произведения создается с привлечением мотивов визуального произведения (артефакта). Автор делает это завуалированно, лишь намекая на цитирование какого-либо визуального источника, или открыто, проводя сравнение с визуальным образом".
"С точки зрения способа подачи в тексте экфрасисы делятся на цельные, где описание является непрерывной ограниченной частью текста, и дискретные - описание прерывно, рассеяно на некотором пространстве текста, чередуется с повествованием".
Да.Стих очень интересный. Неординарный. Если бы не концовка, то на мой вкус по пяти бальной на четыре с плюсом. А концовка смазывает до тройки художественную ценность этого произведения. Просто роняет стих и убивает всю прелесть. Увы.
С картинами Линга давно знакома. Замечательные. Да.
Мне понравилось - скачущие, как дождинки, обрывки мыслей, эмоций, образов, перекличка с картиной - всё работает на музыкальность и настроение стиха.
Неточностей и погрешностей много - тут согласна со многими высказанными замечаниями. Сам Линг в тексте - не нужен. Или тогда его нужно выводить в название как-то.
Но в целом понравилось. Подредактировать бы! Убрать Линга и концовка - да, наивная очень, штамп...
Разобрать эти стихи на составные и не принять их можно, но не нужно, также как и картину Линга, ведь там фантастическая феерия красок и цветовые пятна похожие на северное сияние, т.е. всё то, что никогда не увидишь на самом деле. И это поэзия и живопись, и это искусство, а уж принять их, или не принять - это личное дело каждого)
Что-то в этом есть.. Неожиданная подача... Но вот чего-то не хватает... Где-то рифмы, где-то эмоции, где-то - более точного слова... Подредактировать бы малость..
Поздравляю с заслуженной победой в интересном конкурсе. Работа заслуживает такой высокой оценки. Пусть удача всегда будет с вами и приносит только победы! Спасибо за ваш творческий труд и вашу прекрасную работу!
отличные стихи, очень понравилось
удачи в конкурсе!