-- : --
Зарегистрировано — 123 889Зрителей: 66 945
Авторов: 56 944
On-line — 4 660Зрителей: 895
Авторов: 3765
Загружено работ — 2 131 860
«Неизвестный Гений»
ПамятникЪ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
15 марта ’2011 16:42
Просмотров: 25285
Добавлено в закладки: 1
Он Графоманом был,но умер как Поэт...
По обоюдному согласью-обещанию...
Торжественно поставив постамент,
Я взял перо и расписался в завещании!
Александр Орлов 8
* траги-комичная элегия*-к-гетайрам **
Да, я дерзнул! Да, я посмел, друзья!
И памятник себе воздвиг,-
на-склоне-лет – при жизни:
невысокий, неприметно-скромный,-
нерукотворно-виртуальный – вечный,-
сперва по малости насыпав «холмик» зыбкий.
Затем по «камешку» на нём сложил основу
(но случались «глыбки»),- чтобы на ней
себе невинный обелиск воздвигнуть.
Нижайше вас благодарю, со-ратники мои.
сполна познал я с вами, что такое Зависть,
что бывает посильнее Дружбы-с-Братством…
Сдается мне, вы мало верили в меня:
должно быть, сам я был тому причиной…
Пришлось вперёд учесть науку вашу.
Прискорбный факт, мои гетайры:
к потребности моей разить врагов,
соратники мои, вы были не готовы вовсе.
За то вас не виню – и сам тогда не знал,
что выйдет так, как вышло -
но к битве БЫЛ-ГОТОВ-ВПОЛНЕ!
Нет, я скорбеть не стану, лишь только
попрошу у вас, товарищи, прощенья -
за дерзость, что перо моё вострила.
И вышел я тогда на бой один.
Вы стали сбоку, стрелы подавая,-
если и, одобрив, то не всякий выстрел.
Но вот с подачи вашей я опять «промазал»!..
Какие мысли вас тогда чернили, когда я
с тщаньем метил-в-Цель, «мышцу Воли»
напрягая, коль стрела пошла-не-прямо?
Мыслями о том я по сей день терзаюсь…
Так и растратите себя на пустяки свои.
Вам-то кто мешал векам себя явить?
Нет бы вам «сваять» чего-нибудь - «похлеще»…
Ужель мой «обелиск» Вам застит Солнце?..
Едва меня-не-станет, тотчас начнёте рушить…
Неужто в Царстве нашем места стало мало?
И вы себе, друзья, чего-нибудь создайте!
Но капал с клюва яд,- в доносы превращаясь…
Теперь не так уж важно, кто из вас
дрожащею рукой направил жало -
в убожестве своем им мог быть всякий –
вот и вся загадка. Сам не раз бывал - убог…
Сенатом я охаян, объявлен вне-закона,
и представлен-в-розыск, чтобы, изловив,-
подвергнуть остракизму и предать проклятью.
Ужели «обелиск» - всему причиной?
И вот низложен я и принужден скрываться,
где придется… Ну, вот…никак, за мной идут…
Дни кончены мои… Теперь прощайте, други!..
Может, сам я был кругом повинен?..
Нет, весь я не умру,- немножечко останусь:
в чаяньях и в мыслях, в тревогах и в любви.
Так не печальтесь, други, ведь с вами остаюсь
на-Вечно!
Рази ж меня, мой меч сталистый -
прямо…в сердце!
Однако, как разить он станет, если
там броня в подошву толщиною?
Неужто всё-таки придется бить пониже,
где по-мягче? То-то больно станет…
Как быть, ведь дверь с петель слетает?!.
А может, в Командора превратиться?
Чтоб явиться позже… Что ж решено:
так тому и быть! А за сим прощайте!..
Так вместо обелиска я Памятникъ себе
воздвиг случайно. Вот стою и жду, чтоб
знатно проучить бесчестно-дерзкого Гуана,-
чтобы каналья впредь не слал доносов,
чтобы к вдове не шлялся. Тогда я тяжкой поступью
его настигну, а затем железной хваткою
с собою увлеку – от страстей подальше.
Как кончу все дела свои земные,-
тогда и воспарю в Эфире вечном -
до следующей жизни!..
- ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА...***
- ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!****
W-БАРОнет
30.03.10.; 25.11.10.
* - эле;гия. 1. филол. в античной поэзии — стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определенной формы. 2. филол. лирическое стихотворение, проникнутое грустью;
- Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека...
** - Гетайры (этеры, др.-греч. ;;;;;;;, hetairoi) — дружина македонского царя из тяжеловооруженных всадников времен Александра Великого.Гетайры на греческом значат «товарищи, свита», по сути это прообраз дворянского корпуса, то есть людей, вознаграждаемых за службу земельными наделами. Комплектование конницы гетайров происходило по округам, попасть на службу могли только знатные юноши, поскольку другим было не осилить содержание и стоимость коня и амуниции. Служба под царём была взаимовыгодной: царь укреплял личную преданность знати к себе, благородные юноши получали возможность сделать военную и гражданскую карьеру. Македонский царь в 440-х г. до н. э. Пердикка II имел дружину в несколько сотен конных македонян. С ней он путешествовал по обширной территории, воюя с удельными князьями, которые, в свою очередь, имели такие же дружины. Так, элимийский князь Дерда в 381 до н. э. имел 400 всадников. Греков восхищала боевая выучка его эскадрона — в столкновениях с ним наёмная конница греков искала спасения в бегстве.
Ещё Гомер в «Илиаде» (события ок. XIII век до н. э.) упоминает про великолепную конницу фракийцев из Пиерии и Эматии (Эмафии) — областей, ставших после перемещений народов центральными в Македонии к IV веку до н. э.
Филипп II принимал в гетайры всех: не только знатных македонян, но и предприимчивых греков и варваров, достойных в бою и компанейских в попойке. Вначале у него было 600 конных, в 340-х г. до н. э. греки насчитывали около 800, но владели они большей землёй, чем любые 10 тысяч богатых греков. При Александре Великом в гетайры стали брать покорённых персов и прочих, кто отличался знатностью и другими достоинствами.
Из гетайров царь подбирал командиров отрядов, доверенных лиц, сатрапов областей. После смерти Александра термин «гетайры», как несущий личностные моменты во взаимоотношениях между царём и дружиной, выходит из употребления. В эпоху непрерывных войн и неустойчивых царей гетайры превратились в просто тяжеловооруженных конников, разделённых по странам, государствам и нациям.
Структура и численность
Общее количество гетайров Александра Великого, или тяжеловооруженных конников, оценивается при вторжении в Азию в 1800[3] под командованием Филоты до 2500 в последние годы жизни Александра. При царе ещё находился личный эскадрон (агема) в 300 всадников под командованием Клита Чёрного. Численность регулярных эскадронов составляла 200—250 всадников. Диодор упоминает 8 регулярных эскадронов (без агемы) в битве при Гавгамелах.
После казни Филоты в 330 до н. э. командование конницей разделено между Клитом Чёрным и Гефестионом. После смерти обоих командование гетайрами перешло в руки Пердикки, что помогло ему захватить власть после смерти Александра.
Эскадроны в текстах именуются илами (ile), хотя по тактическому наставлению Асклепиодота численность илы должна быть 64 всадника. Здесь возможно произошла путаница с названием римских эскадронов (ala). После разгрома Дария Александр провел реформу, укрупнив эскадроны в 4 гиппархии (гиппархия состоит из 512 всадников согласно Асклепиодоту) и добавив 5-ю гиппархию из новых подданных.
Македонское кавалерийское копье с двумя наконечниками на монете II в. до н. э.
Об экипировке гетайров почти не осталось сведений, и в основном их амуниция может быть восстановлена по фрескам и рельефам. Сёдла и стремена в те времена ещё не были изобретены, и гетайры вместо седла использовали мягкую подкладку (чепрак) из войлока или шкуры. Кони в бою были не защищены.
Основным оружием являлось кавалерийское копье, длиной не более 3 м, если судить по изображениям. Копье держали одной рукой наперевес, когда наносили удары — поднимали над головой. Другой рукой управляли конём за поводья. Полибий пишет о греческих (то есть македонских) кавалерийских копьях: «… первый удар наконечником копья будет хорошо нацелен и результативен, так как копье так устроено, чтобы быть устойчивым и крепким, а также его можно эффективно использовать, перевернув и ударяя острием тыльной насадки».
Прямой меч длиной около 60 см являлся вспомогательным оружием и висел высоко на левом боку на перевязи через правое плечо. Такие мечи, ничем не отличающиеся от греческих ксифосов, были найдены в македонских захоронениях и изображены на барельефах. Считается, что гетайры должны также пользоваться однолезвийными кописами с изогнутым клинком, однако копис в руках македонянина встречается только один раз на мозаике из Пеллы, изображающей охоту на льва. Александр Македонский на известной мозаике из Помпей изображен с ксифосом. Тит Ливий пишет, что македонские кавалеристы конца III в. до н. э. были неприятно поражены действием «испанских» мечей (однотипных с кописами) в стычках с римской конницей.
Так как руки всадника заняты копьем и поводьями, щитами гетайры не пользовались. Из доспехов носили панцирь и шлем. Сам Александр по словам Плутарха предпочитал трофейный льняной доспех, так называемый линоторакс (склеенный из слоев ткани из льна), гетайры могли носить короткие бронзовые кирасы, хотя прямых свидетельств этого нет. Скорее всего их панцири изготавливались из кожи или льна и подгонялись плотно под конкретного человека. В склепе Филиппа II обнаружен инкрустированный золотом панцирь, состоящий из железных пластин, хотя это скорее редкость. Бедра защищались короткой юбочкой из полосок толстой кожи или льна. Ноги и руки оставались открытыми. Шлемы из бронзы были в основном беотийского типа, открытые и удобные для жаркого климата. Такие шлемы хорошо видны на изображениях, по крайней мере один шлем найден в реке Тигр, там, где проходили воины Александра. В склепе Филиппа II найден железный шлем с гребнем, но он предназначался явно не для простых гетайров.
Защитные доспехи гетайров были легче, чем у тяжелой персидской кавалерии, однако по словам Курция в этом заключалось преимущество: «Кони и всадники персов в равной мере были отягощены пластиночными панцирями и с трудом двигались в этом сражении [при Иссе], где главным была быстрота, так что фессалийцы на своих конях окружили их и брали в плен многих»[7].
Боевое применение
Именно гетайры наносили решающий удар в битвах Александра Великого, добиваясь успеха во взаимодействии с фалангой. Как заметил один историк, фаланга служила наковальней Александру, кувалдой же была кавалерия. Не случайно потери гетайров в процентном соотношении были гораздо выше потерь в пехоте. Каждый эскадрон имел свой значок, возле которого группировались в бою. Эскадрон гетайров атаковал в клиновидном построении, которое Арриан приписывает изначально скифам, потом фракийцам, а после коннице Филиппа II. Вершину треугольного строя возглавлял командир, в двух других вершинах по сторонам треугольника размещались старшие всадники. В таком строю всадники хорошо держали направление вслед за командиром, могли прорвать вражеские ряды или развернуться в лаву при преследовании, могли легко осуществить разворот (когда один из старших всадников возглавлял строй), не нарушая порядка.
По тактическому разделению конницы Асклепиодотом гетайры относились к «сражающимся вблизи» или же «копьеносцам», в то время как персидская и греческая кавалерия должны быть отнесены к типу «метателей» (дротиков) или среднему типу. У персов, правда, были ещё катафрактарии: всадники, закрытые с ног до головы доспехами, но в силу малочисленности особой роли они не играли вплоть до создания Парфянского государства
Удар гетайры наносили прежде всего по вражеской коннице, либо по нестройной толпе пеших. Сомкнутый строй противника конница атаковала только с флангов и с тыла. С разгона били копьями, а затем как придется (см. ниже). Арриан описывает эпизод в конном сражении при Гранике;
«…и обнаружилось превосходство Александровых воинов: они были не только сильнее и опытнее, но и были вооружены не дротиками, а тяжелыми копьями с древками из кизила. В этой битве и у Александра сломалось копье; он попросил другое у Ареты, царского стремянного, но и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он лихо дрался оставшейся половинкой. Показав её Александру, он попросил его обратиться к другому. Демарат коринфянин, один из «гетайров», отдал ему своё копье. Александр взял его; увидя, что Мифридат, Дариев зять, выехал далеко вперед, ведя за собой всадников, образовавших как бы клин, он сам вынесся вперед и, ударив Мифридата копьем в лицо, сбросил его на землю. В это мгновение на Александра кинулся Ресак и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил шлем, но шлем задержал удар. Александр сбросил и его на землю, копьем поразив его в грудь и пробив панцирь»;
Сила конницы гетайров заключалась прежде всего в личной отваге, дисциплине, хорошей управляемости и маневренности. В зависимости от обстановки они могли биться и в пешем строю. В то время как персидские всадники стремились поразить врага с дистанции, дротиками, не желая слишком рисковать жизнью, гетайры всегда стремились к ближнему бою. Однако против сомкнутого строя фаланги либо римских легионов, македонская конница была бессильна;
P.S. Патрокл был гетайрой Ахиллеса не только в ратном деле...потому Ахилл так осерчал на Гектора;
*** - Перевод тибетской мантры. Ом Таре туттаре Туре Соха. ... Harita Tara, тиб. sgrol ljang) – одно из проявлений богини Тары, йидам. Практики, связанные с ней, в своём большинстве принадлежат к методам крия-тантр.
- Текст и перевод песни. "С помощью практики мантры Зеленой Тары "Ом Тарэ Туттарэ Турэ Соха" можно излечиться от заболеваний…Мантра Зелёной Тары - /Ом Таре Туттаре...
- Как и множество других мантр молитва Ом Таре Туттаре Туре Соха является обращением к определенному Божеству, в данном случае к Зеленой Таре. И по этому поводу существует очень красивая легенда.
- Вот правильный текст мантры: o; t;re tutt;re ture sv;h;. Перевода буквального у нее нет, это набор слов, наделенных сакральным смыслом. Ом - звук вибрации Вселенной, позволяющий настраиваться на ее лад.
**** - «Ом Мани Падме Хум!» переводят с санскрита дословно как. « О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», однако в буквальном переводе редко интерпретируется.
© Copyright: Верлибр Орденский, 2011
Свидетельство о публикации №111101807359 чная элегия-к-гетайрам
По обоюдному согласью-обещанию...
Торжественно поставив постамент,
Я взял перо и расписался в завещании!
Александр Орлов 8
* траги-комичная элегия*-к-гетайрам **
Да, я дерзнул! Да, я посмел, друзья!
И памятник себе воздвиг,-
на-склоне-лет – при жизни:
невысокий, неприметно-скромный,-
нерукотворно-виртуальный – вечный,-
сперва по малости насыпав «холмик» зыбкий.
Затем по «камешку» на нём сложил основу
(но случались «глыбки»),- чтобы на ней
себе невинный обелиск воздвигнуть.
Нижайше вас благодарю, со-ратники мои.
сполна познал я с вами, что такое Зависть,
что бывает посильнее Дружбы-с-Братством…
Сдается мне, вы мало верили в меня:
должно быть, сам я был тому причиной…
Пришлось вперёд учесть науку вашу.
Прискорбный факт, мои гетайры:
к потребности моей разить врагов,
соратники мои, вы были не готовы вовсе.
За то вас не виню – и сам тогда не знал,
что выйдет так, как вышло -
но к битве БЫЛ-ГОТОВ-ВПОЛНЕ!
Нет, я скорбеть не стану, лишь только
попрошу у вас, товарищи, прощенья -
за дерзость, что перо моё вострила.
И вышел я тогда на бой один.
Вы стали сбоку, стрелы подавая,-
если и, одобрив, то не всякий выстрел.
Но вот с подачи вашей я опять «промазал»!..
Какие мысли вас тогда чернили, когда я
с тщаньем метил-в-Цель, «мышцу Воли»
напрягая, коль стрела пошла-не-прямо?
Мыслями о том я по сей день терзаюсь…
Так и растратите себя на пустяки свои.
Вам-то кто мешал векам себя явить?
Нет бы вам «сваять» чего-нибудь - «похлеще»…
Ужель мой «обелиск» Вам застит Солнце?..
Едва меня-не-станет, тотчас начнёте рушить…
Неужто в Царстве нашем места стало мало?
И вы себе, друзья, чего-нибудь создайте!
Но капал с клюва яд,- в доносы превращаясь…
Теперь не так уж важно, кто из вас
дрожащею рукой направил жало -
в убожестве своем им мог быть всякий –
вот и вся загадка. Сам не раз бывал - убог…
Сенатом я охаян, объявлен вне-закона,
и представлен-в-розыск, чтобы, изловив,-
подвергнуть остракизму и предать проклятью.
Ужели «обелиск» - всему причиной?
И вот низложен я и принужден скрываться,
где придется… Ну, вот…никак, за мной идут…
Дни кончены мои… Теперь прощайте, други!..
Может, сам я был кругом повинен?..
Нет, весь я не умру,- немножечко останусь:
в чаяньях и в мыслях, в тревогах и в любви.
Так не печальтесь, други, ведь с вами остаюсь
на-Вечно!
Рази ж меня, мой меч сталистый -
прямо…в сердце!
Однако, как разить он станет, если
там броня в подошву толщиною?
Неужто всё-таки придется бить пониже,
где по-мягче? То-то больно станет…
Как быть, ведь дверь с петель слетает?!.
А может, в Командора превратиться?
Чтоб явиться позже… Что ж решено:
так тому и быть! А за сим прощайте!..
Так вместо обелиска я Памятникъ себе
воздвиг случайно. Вот стою и жду, чтоб
знатно проучить бесчестно-дерзкого Гуана,-
чтобы каналья впредь не слал доносов,
чтобы к вдове не шлялся. Тогда я тяжкой поступью
его настигну, а затем железной хваткою
с собою увлеку – от страстей подальше.
Как кончу все дела свои земные,-
тогда и воспарю в Эфире вечном -
до следующей жизни!..
- ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА...***
- ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!****
W-БАРОнет
30.03.10.; 25.11.10.
* - эле;гия. 1. филол. в античной поэзии — стихотворение любого содержания, написанное двустишиями определенной формы. 2. филол. лирическое стихотворение, проникнутое грустью;
- Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека...
** - Гетайры (этеры, др.-греч. ;;;;;;;, hetairoi) — дружина македонского царя из тяжеловооруженных всадников времен Александра Великого.Гетайры на греческом значат «товарищи, свита», по сути это прообраз дворянского корпуса, то есть людей, вознаграждаемых за службу земельными наделами. Комплектование конницы гетайров происходило по округам, попасть на службу могли только знатные юноши, поскольку другим было не осилить содержание и стоимость коня и амуниции. Служба под царём была взаимовыгодной: царь укреплял личную преданность знати к себе, благородные юноши получали возможность сделать военную и гражданскую карьеру. Македонский царь в 440-х г. до н. э. Пердикка II имел дружину в несколько сотен конных македонян. С ней он путешествовал по обширной территории, воюя с удельными князьями, которые, в свою очередь, имели такие же дружины. Так, элимийский князь Дерда в 381 до н. э. имел 400 всадников. Греков восхищала боевая выучка его эскадрона — в столкновениях с ним наёмная конница греков искала спасения в бегстве.
Ещё Гомер в «Илиаде» (события ок. XIII век до н. э.) упоминает про великолепную конницу фракийцев из Пиерии и Эматии (Эмафии) — областей, ставших после перемещений народов центральными в Македонии к IV веку до н. э.
Филипп II принимал в гетайры всех: не только знатных македонян, но и предприимчивых греков и варваров, достойных в бою и компанейских в попойке. Вначале у него было 600 конных, в 340-х г. до н. э. греки насчитывали около 800, но владели они большей землёй, чем любые 10 тысяч богатых греков. При Александре Великом в гетайры стали брать покорённых персов и прочих, кто отличался знатностью и другими достоинствами.
Из гетайров царь подбирал командиров отрядов, доверенных лиц, сатрапов областей. После смерти Александра термин «гетайры», как несущий личностные моменты во взаимоотношениях между царём и дружиной, выходит из употребления. В эпоху непрерывных войн и неустойчивых царей гетайры превратились в просто тяжеловооруженных конников, разделённых по странам, государствам и нациям.
Структура и численность
Общее количество гетайров Александра Великого, или тяжеловооруженных конников, оценивается при вторжении в Азию в 1800[3] под командованием Филоты до 2500 в последние годы жизни Александра. При царе ещё находился личный эскадрон (агема) в 300 всадников под командованием Клита Чёрного. Численность регулярных эскадронов составляла 200—250 всадников. Диодор упоминает 8 регулярных эскадронов (без агемы) в битве при Гавгамелах.
После казни Филоты в 330 до н. э. командование конницей разделено между Клитом Чёрным и Гефестионом. После смерти обоих командование гетайрами перешло в руки Пердикки, что помогло ему захватить власть после смерти Александра.
Эскадроны в текстах именуются илами (ile), хотя по тактическому наставлению Асклепиодота численность илы должна быть 64 всадника. Здесь возможно произошла путаница с названием римских эскадронов (ala). После разгрома Дария Александр провел реформу, укрупнив эскадроны в 4 гиппархии (гиппархия состоит из 512 всадников согласно Асклепиодоту) и добавив 5-ю гиппархию из новых подданных.
Македонское кавалерийское копье с двумя наконечниками на монете II в. до н. э.
Об экипировке гетайров почти не осталось сведений, и в основном их амуниция может быть восстановлена по фрескам и рельефам. Сёдла и стремена в те времена ещё не были изобретены, и гетайры вместо седла использовали мягкую подкладку (чепрак) из войлока или шкуры. Кони в бою были не защищены.
Основным оружием являлось кавалерийское копье, длиной не более 3 м, если судить по изображениям. Копье держали одной рукой наперевес, когда наносили удары — поднимали над головой. Другой рукой управляли конём за поводья. Полибий пишет о греческих (то есть македонских) кавалерийских копьях: «… первый удар наконечником копья будет хорошо нацелен и результативен, так как копье так устроено, чтобы быть устойчивым и крепким, а также его можно эффективно использовать, перевернув и ударяя острием тыльной насадки».
Прямой меч длиной около 60 см являлся вспомогательным оружием и висел высоко на левом боку на перевязи через правое плечо. Такие мечи, ничем не отличающиеся от греческих ксифосов, были найдены в македонских захоронениях и изображены на барельефах. Считается, что гетайры должны также пользоваться однолезвийными кописами с изогнутым клинком, однако копис в руках македонянина встречается только один раз на мозаике из Пеллы, изображающей охоту на льва. Александр Македонский на известной мозаике из Помпей изображен с ксифосом. Тит Ливий пишет, что македонские кавалеристы конца III в. до н. э. были неприятно поражены действием «испанских» мечей (однотипных с кописами) в стычках с римской конницей.
Так как руки всадника заняты копьем и поводьями, щитами гетайры не пользовались. Из доспехов носили панцирь и шлем. Сам Александр по словам Плутарха предпочитал трофейный льняной доспех, так называемый линоторакс (склеенный из слоев ткани из льна), гетайры могли носить короткие бронзовые кирасы, хотя прямых свидетельств этого нет. Скорее всего их панцири изготавливались из кожи или льна и подгонялись плотно под конкретного человека. В склепе Филиппа II обнаружен инкрустированный золотом панцирь, состоящий из железных пластин, хотя это скорее редкость. Бедра защищались короткой юбочкой из полосок толстой кожи или льна. Ноги и руки оставались открытыми. Шлемы из бронзы были в основном беотийского типа, открытые и удобные для жаркого климата. Такие шлемы хорошо видны на изображениях, по крайней мере один шлем найден в реке Тигр, там, где проходили воины Александра. В склепе Филиппа II найден железный шлем с гребнем, но он предназначался явно не для простых гетайров.
Защитные доспехи гетайров были легче, чем у тяжелой персидской кавалерии, однако по словам Курция в этом заключалось преимущество: «Кони и всадники персов в равной мере были отягощены пластиночными панцирями и с трудом двигались в этом сражении [при Иссе], где главным была быстрота, так что фессалийцы на своих конях окружили их и брали в плен многих»[7].
Боевое применение
Именно гетайры наносили решающий удар в битвах Александра Великого, добиваясь успеха во взаимодействии с фалангой. Как заметил один историк, фаланга служила наковальней Александру, кувалдой же была кавалерия. Не случайно потери гетайров в процентном соотношении были гораздо выше потерь в пехоте. Каждый эскадрон имел свой значок, возле которого группировались в бою. Эскадрон гетайров атаковал в клиновидном построении, которое Арриан приписывает изначально скифам, потом фракийцам, а после коннице Филиппа II. Вершину треугольного строя возглавлял командир, в двух других вершинах по сторонам треугольника размещались старшие всадники. В таком строю всадники хорошо держали направление вслед за командиром, могли прорвать вражеские ряды или развернуться в лаву при преследовании, могли легко осуществить разворот (когда один из старших всадников возглавлял строй), не нарушая порядка.
По тактическому разделению конницы Асклепиодотом гетайры относились к «сражающимся вблизи» или же «копьеносцам», в то время как персидская и греческая кавалерия должны быть отнесены к типу «метателей» (дротиков) или среднему типу. У персов, правда, были ещё катафрактарии: всадники, закрытые с ног до головы доспехами, но в силу малочисленности особой роли они не играли вплоть до создания Парфянского государства
Удар гетайры наносили прежде всего по вражеской коннице, либо по нестройной толпе пеших. Сомкнутый строй противника конница атаковала только с флангов и с тыла. С разгона били копьями, а затем как придется (см. ниже). Арриан описывает эпизод в конном сражении при Гранике;
«…и обнаружилось превосходство Александровых воинов: они были не только сильнее и опытнее, но и были вооружены не дротиками, а тяжелыми копьями с древками из кизила. В этой битве и у Александра сломалось копье; он попросил другое у Ареты, царского стремянного, но и у того в жаркой схватке копье сломалось, и он лихо дрался оставшейся половинкой. Показав её Александру, он попросил его обратиться к другому. Демарат коринфянин, один из «гетайров», отдал ему своё копье. Александр взял его; увидя, что Мифридат, Дариев зять, выехал далеко вперед, ведя за собой всадников, образовавших как бы клин, он сам вынесся вперед и, ударив Мифридата копьем в лицо, сбросил его на землю. В это мгновение на Александра кинулся Ресак и ударил его по голове кинжалом. Он разрубил шлем, но шлем задержал удар. Александр сбросил и его на землю, копьем поразив его в грудь и пробив панцирь»;
Сила конницы гетайров заключалась прежде всего в личной отваге, дисциплине, хорошей управляемости и маневренности. В зависимости от обстановки они могли биться и в пешем строю. В то время как персидские всадники стремились поразить врага с дистанции, дротиками, не желая слишком рисковать жизнью, гетайры всегда стремились к ближнему бою. Однако против сомкнутого строя фаланги либо римских легионов, македонская конница была бессильна;
P.S. Патрокл был гетайрой Ахиллеса не только в ратном деле...потому Ахилл так осерчал на Гектора;
*** - Перевод тибетской мантры. Ом Таре туттаре Туре Соха. ... Harita Tara, тиб. sgrol ljang) – одно из проявлений богини Тары, йидам. Практики, связанные с ней, в своём большинстве принадлежат к методам крия-тантр.
- Текст и перевод песни. "С помощью практики мантры Зеленой Тары "Ом Тарэ Туттарэ Турэ Соха" можно излечиться от заболеваний…Мантра Зелёной Тары - /Ом Таре Туттаре...
- Как и множество других мантр молитва Ом Таре Туттаре Туре Соха является обращением к определенному Божеству, в данном случае к Зеленой Таре. И по этому поводу существует очень красивая легенда.
- Вот правильный текст мантры: o; t;re tutt;re ture sv;h;. Перевода буквального у нее нет, это набор слов, наделенных сакральным смыслом. Ом - звук вибрации Вселенной, позволяющий настраиваться на ее лад.
**** - «Ом Мани Падме Хум!» переводят с санскрита дословно как. « О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!», однако в буквальном переводе редко интерпретируется.
© Copyright: Верлибр Орденский, 2011
Свидетельство о публикации №111101807359 чная элегия-к-гетайрам
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор