- Пап, а пап, реши задачку.
Вот уже несколько минут ко мне приставал мой сын. "Достучаться" до меня после работы очень трудно, в особенности, если я с газетой в руках. Но на этот раз Алеша был настойчив как никогда, и я, наконец, устремил на него свой взор.
- Ну, излагай, какой задачкой вас сегодня озадачили.
Алеша изложил. Задачка показалась мне нетрудной, и я, отложив газету, бодро принялся за ее решение. Однако сходу мне решить ее не удалось. Я начал злиться. Время шло, задачка не решалась. Наконец, неожиданно легко для себя я смирился с тем, что никогда с ней не справлюсь, и решил позвонить брату. Брат был у меня большой умница. Я всегда к нему обращался в трудную минуту. Оправдал он свою репутацию и на этот раз. Он предложил разделить отрезок на три равные части (а задача заключалась именно в этом), используя тот факт, что медианы в треугольнике в точке пересечения делятся в отношении 1:2. Обрадованный, я поспешил с решением к сыну, но радость моя была преждевременной. С воодушевлением я начал объяснять Алеше суть решения, но Алеша... не понимал. Его вопросы сыпались один за другим. Он не понимал самых простых, с моей точки зрения, вещей. Например, он спрашивал: медианы делятся в отношении 1:2, но нам-то нужно разделить на три части; или: как сделать заданный отрезок медианой. Атмосфера стала накаляться. В конце концов, Алеша понял (или сделал вид, что понял). Возможно, он видел, что я начал сердиться, и поспешил понять.
Я успокоился и с сознанием выполненного долга, долга отца, опять принялся за газету. Где-то внутри меня точила мысль, что Алеша понял не до конца, но вскоре эту мысль заглушили новости поважнее: война в Сирии, предвыборные баталии, курс доллара.
Утром я встал первый и направился на кухню готовить завтрак. После ужина оставался кусок пирога, который надо было разделить на три части. Я, забыв, что накануне мы решали точно такую же задачу, принялся делить пирог своим способом. Вероятно, меня смутило то, что вчера я делил отрезок, а сегодня кое-что повкуснее. В исполнении мой способ был очень прост. Я взял нож и приблизительно отмерил им кусок в одну треть. Оставшиеся две трети я пальцем другой руки мысленно разделил на две части. Затем образовавшиеся новые две трети (там, где был нож) ножом я мысленно разделил пополам. Повторив эту процедуру несколько раз, я в считанные секунды разделил кусок на три части, причем, уверяю, сделал это быстрее, чем мне потребовалось, чтобы это все описать. В самый ответственный момент на кухню вошел Алеша.
- Чем это ты занимаешься? - спросил он.
- Да вот, пирог делю на три части, - ответил я почему-то виноватым голосом, как провинившийся школьник, или как будто меня застали за чем-то нехорошим.
- А ты представь пирог медианой и раздели его, - сказал, как ни в чем не бывало, Алеша и отправился умываться.
Я остолбенел. Рой мыслей в считанные секунды пронесся в моей голове. Алеша меня посрамил. Я совсем забыл, что мы вчера решали. Но, самое главное, я понял, что урок Алеша усвоил.
Ох уж эти папы со своими газетами! ))) А Алёша Ваш молодец! Умный мальчик!