Прислано друзьями
Олег Яненагорский. 30 августа 2024 г.
Союз писателей России. Ханты-Мансийская окружная организация
сегодня в 11:03
от Елены Капитановой
Интеллектуальный детектив как «эпический формат»?
В журнале «Невский проспект» (НП-14) в августе 2024 года вышла первая часть повести Олега Яненагорского «Остров неясных смертей».
Интересен выбор и отбор рукописей редакцией крупного петербургского журнала. Вот несколько цитат с сайта «Невского проспекта»:
Если вы написали выходящий из ряда вон, заметно превосходящий уровень среднестатистической прозы, гениальный роман, примите к сведению, что в «Невском проспекте» он будет оценен моментально, напечатан без очереди в ближайших номерах и выдвинут на конкурсы вне внутриредакционной конкуренции.
«Невский проспект» напечатает то, что сегодня не хочет печатать никто, а что имеется в виду – см. ниже список ФЭФ, да и следующий список тоже. Это обычно не берут и не отмечают призами, в силу сбития шкалы оценок масскультом западного образца, который есть псевдокультура и лжекультура…».
Надо обратить особое внимание на базовую идеологию НП, в России, где идеология (по сути) запрещена англосаксами еще в 1993 году – «в расцвет лихих девяностых». В этой идеологии и содержится и цель журнала и его предназначение.
Базовая идеология НП:
№5 НП: Алексей Николаев. МОРАЛЬНЫЙ ВОПРОС. Открытое письмо элите
Не скудеет русская земля литературными талантами, хотя на дворе не ренессанс. Почему бы не предположить и не ожидать, что прямо сейчас сидит в своем духовном «подполье» Достоевский №2 и имеет что сказать современникам, взлелеяв в глубокомыслии сердца свою философскую «тоску по современности», глаголящую против ветра конъюнктуры, декаданса и масскульта. «Фёдор Михайлович», ждем вас и милости просим!
Философичность (мысль) – это то, что делает литературу глубокой, высокой и классической. Философичности ждут от авторов страницы НП. «Невский проспект» – это литературно-философский журнал, имея в виду точный и широкий (не сводимый к фатально тяжеловесному жанру чистой философии) смысл слова философия, отмежеванный от софистики, которая своей неуемной примесью отбивает интерес к философии у здравого ума. Предмет философии есть истина, а разве не того же ищет литература? Философия и литература истинны, отражая истину. А для разума нет ничего интересней истины.
Предназначение журнала «Невский проспект» заключается в собирании ценностей. Ценностями, в данном случае, являются литературные произведения, публикуемые журналом и имеющие неограниченный срок полезной работы. С некоторых пор дискутируется вопрос, а нужны ли вообще толстые журналы. Это пустой вопрос. Толстый журнал некогда возник и существует доселе естественным образом, играя, хорошо ли, плохо ли, роль сита, отделяющего зерна от плевел. Выполняя миссию собирания ценностей, толстый журнал призван быть центром притяжения талантов, дабы они плодоносили (создавали ценности), а не деградировали, не зарывались в землю и не становились жертвами конъюнктуры своего времени и молоха мимолетной моды. Толстый журнал должен просто печатать хорошую литературу, тем самым делая ее общественным достоянием и не преследуя при этом коммерческих и иных низко стелющихся целей, а выполняя свою функцию как посредник между писателем и читателем: как поставщик качественной духовной пищи: как собиратель духовных ценностей, дабы они не пропали втуне.
Массовая читательская аудитория сегодня несколько чересчур сбита с толку, так что многие люди и хотели бы почитать хорошую книжку современного автора, но не знают, где ее взять, сталкиваясь в книжной лавке с засилием масскульта и с непонятной для непосвященных пестротой писчей продукции. Многие думают, что настоящая литература уже давно не создается, оставшись в классических временах высшего расцвета изящной словесности, но это не так. Литература не может умереть, как не может умереть фольклор. Ныне существует мощный пласт добротной и высококачественной литературы, которая не дотягивает уровнем до классики, но представляет собой, как и все талантливое, мастерски сделанное, духовную ценность, подлежащую сохранению и продвижению в аудиторию. В этом пласте попадаются и настоящие шедевры, которые будут по достоинству оценены со временем, если их заметить и сохранить, что называется, для потомков и, если угодно, для истории. Толстый журнал адресуется не только к ценителям и знатокам, но и к массовой аудитории, имея одной из задач противостоять так называемой массовой культуре и продвигать в широкую аудиторию произведения, имеющие такое же предназначение, как и классика, и адресованные, как и та, каждому мыслящему существу: человеку.
В неписаном каноне издательского дела есть аксиома, гласящая: литературный журнал должен делаться в библиотеку вечности, а не в мусорную корзину мыльнопузырного масскульта и не на призовой (иже с ним или нет) аукцион котирующихся изделий богемных писчих артелей, разумея дуализм искусства и псевдоикусства, логически эквивалентный дуализму правды и неправды…».
О. Яненагорский после выхода первой части трилогии – «Остров неясных смертей» - собирает материалы для второй и третьей части. Порой» автор «на своей шкуре» испытывает то, что будут преодолевать его литературные герои. Пока в Петербурге печатался журнал «Невский проспект» с повестью О. Яненагорского, он бродил по горным дорогам Приполярного Урала у подножий Нер-Ойки и Додо, пил воду из речушек, карабкался сквозь кустарник на вершину Салёнер (Оленья гора).
И все это только для того, чтобы будущие читатели почувствовали контекст суровой природы и привлекательность Приполярного Урала. Напомню, тем кто чуть подзабыл географию – северные отроги Урала всего сорок километров не доходят до Баренцева моря…
Может быть это и хорошо, в эпоху, когда стихи и прозу «пишут нейросети»? И когда автор, не отрываясь от компьютера, черпает свой жизненный опыт и впечатления только из интернета?
Не знаю, смогут ли читатели только по первой части трилогии оценить «интеллектуальный детектив как «эпический формат». Но рекомендую попробовать.