16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 114Зрителей: 66 223
Авторов: 56 891

On-line12 280Зрителей: 2387
Авторов: 9893

Загружено работ – 2 119 004
Социальная сеть для творческих людей
  

The Battle of Smolensk 16 August 1812 by Peter von Hess

Фильмы, клипы, мультфильмы / Музыкальные клипы / The Battle of Smolensk 16 August 1812 by Peter von Hess
Просмотр работы:
25 февраля ’2024   03:24
Просмотров: 1404

Смоленское сражение 16-18 августа 1812, художник Петер Фон Гесс, музыка The Internal Expression

Смоленское сражение 1812 года - оборонительное сражение объединённой русской армии под командованием М. Б. Барклая-де-Толли с армией Наполеона за Смоленск, произошедшее 4 [16] августа - 6 [18] августа 1812. После двухдневного сражения Смоленск был оставлен, и русские войска были вынуждены начать отход к Москве.

Утром 16 августа, в 8 часов, со стороны Красного показались 3 колонны французов под командованием маршала Нея. Как пишет в мемуарах французский генерал Сегюр: «Вид Смоленска воспламенил пылкий энтузиазм маршала Нея, не без основания на ум приходили чудеса войны с Пруссией, когда целые крепости падали перед саблями нашей кавалерии».

Французы, полагая, что в городе стоит только потрёпанная дивизия Неверовского, с ходу попытались атаковать Смоленск, но откатились, потеряв целый батальон. Основной удар пришёлся на Красненское предместье и королевский бастион (пятиугольное насыпное укрепление, построенное ещё польским королём Сигизмундом III в юго-западном углу), которые защищала 26-я дивизия Паскевича. К полудню появилась вся армия Наполеона и начался штурм города. Мощному артиллерийскому обстрелу подвергались в основном старые стены крепости, так что русские войска, расположенные в основном в предместьях и во рву, окружающем город, на этом этапе не понесли больших потерь от артиллерии.

К 4 часам дня к Смоленску подтянулся 13-й армейский корпус маршала Даву, который не раз сражался с генералом Раевским. Атак на Смоленск в этот день больше не производилось, кроме беспокоящего ружейного и пушечного обстрела. Наполеон готовил войска к генеральному сражению в поле перед городом.

Около 5 часов дня на противоположном (правом) берегу Днепра показались части 2-й армии Багратиона. Ближе к вечеру Раевский получил подкрепления в виде 2-й кирасирской (генерала И. М. Дуки) и 2-й гренадерской (принца Карла Мекленбургского) дивизий. К вечеру прибыл к Смоленску и Барклай-де-Толли с войсками.

Благодаря случайной задержке корпуса Раевского и мужеству солдат Неверовского, первый день сражения стал русской победой.

Позиция для генерального сражения в районе Смоленска была невыгодна для русской стороны. Имея значительно превосходящие силы, Наполеон мог обойти русскую армию с востока, вынудив её отступать по неподготовленной дороге на север, или вступить с меньшими силами в сражение с предсказуемым результатом. Вечером Барклай-де-Толли, опасаясь быть отрезанным от Московской дороги, решил отправить армию Багратиона к Валутину для защиты путей отхода. С оставшимися 75 тысячами войск Барклай-де-Толли мог наблюдать за развитием событий с правого берега Днепра, стратегически ничем не рискуя.

Сражение за Смоленск по замыслу Барклая-де-Толли превратилось в арьергардный бой с целью задержать противника и нанести ему как можно больший урон.

Корпус Раевского в ночь с 16 на 17 августа был сменён 6-м корпусом генерала от инфантерии Дохтурова, которому дополнительно придали остающуюся на позициях 27-ю дивизию Неверовского, 3-ю дивизию Коновницына и кавалерию графа Уварова. Войска разместили резервы под прикрытием стен в каменном городе, русская артиллерия в большом числе заняла земляные бастионы перед стенами крепости. Для поддержки обороняющихся на высотах правого берега Днепра были установлены сильные батареи. Город на левом берегу прекрасно просматривался с высот другого берега.

Утром Наполеон, зная о присутствии всей русской армии, ожидал выхода противника в поле для генерального сражения. Когда ему донесли об отходе армии Багратиона, он лично прибыл на Шеин острог наблюдать передвижение русских войск. После этого он приказал найти брод для переправы и последующего удара в стык русских армий с целью их разъединить. После того как броды не были найдены, причём несколько лошадей при разведке утонуло, он приказал начать бомбардировку и в 1 час дня повёл атаку на город с разных сторон. Французы овладели предместьями, однако не смогли продвинуться дальше старой крепостной стены. Наполеон велел артиллерии пробить брешь в стене, но эта попытка не удалась, хотя местами палили из пушек почти в упор. По воспоминаниям графа Сегюра, осколки 12-фунтовых ядер рикошетили в ров перед стеной, вынуждая русских покинуть это укрытие. Снаряды зажгли предместья и постройки в самом городе. Атакующие французы несли большие потери.
Из мемуаров бригадного генерала графа Сегюра:

Развёртывая штурм, наши атакующие колонны оставляли длинный и широкий след из крови, раненых и мёртвых.
Говорили, что один из батальонов, повёрнутый флангом к русским батареям, потерял целый ряд в своём подразделении от единственного ядра. Двадцать два человека пали разом.

Большая часть французской армии наблюдала за штурмом с окружающих высот, кричала и аплодировала атакующим колоннам, стараясь поддержать их морально.

Около 2 часов дня Наполеон приказал польскому корпусу Понятовского атаковать Молоховские ворота и восточные предместья вплоть до Днепра. Поляки легко захватили предместья, но их усилия проникнуть в город остались бесплодными. Понятовский приказал было большой батарее стрелять по мосту на Днепре, чтобы прервать сообщения русских армий, но русская артиллерия из-за реки поддержала городские орудия и заставила поляков прекратить обстрел. По воспоминаниям генерала Ермолова, инспектировавшего в тот день войска в Смоленске, поляки понесли особенно тяжёлые потери от русского артиллерийского огня.

Войска корпуса маршала Даву при содействии поляков повели настойчивый приступ против Молоховских ворот, переходя через сухой ров и оттесняя русских в город. Русская армия уже не контролировала предместья, сражалась в пределах крепостных стен. Французы укрылись под стенами от артиллерийского огня, но несли потери от ружейного. На помощь Дохтурову была послана 4-я пехотная дивизия герцога Евгения Вюртембергского, что помогло выправить ситуацию. Егерский полк 4-й дивизии вышел за пределы стен и прицельным обстрелом ослабил натиск французов. В тот день за Смоленск сражалось до 25 тысяч русских солдат. К 8 вечера Наполеон отозвал войска, так и не прорвавшиеся в крепость.

Французы установили против города 100 орудий и открыли бомбардировку. Город загорелся, по улицам двигались повозки тысяч беженцев, покидавших город. В церквях третьи сутки подряд шла служба.

Уже в темноте была отражена ещё одна атака французов. Смоленск и мост через Днепр оставались в руках русских войск. За этот день русские потеряли 4 тысячи человек.

На военном совете русской армии в ночь с 17 на 18 августа высказывались различные варианты дальнейших действий. Рассматривалось продолжение обороны, а возможно даже наступление на французов. Однако было сочтено нецелесообразным продолжать оборону сгоревшего города. Клаузевиц комментирует обстановку на 18 августа:

«Барклай достиг своей цели, правда, чисто местного характера: он не покинул Смоленска без боя… Преимущества, которыми располагал здесь Барклай, заключались, во-первых, в том, что это был бой, который никоим образом не мог привести к общему поражению, что вообще легко может иметь место, когда целиком ввязываются в серьёзный бой с противником, обладающим значительным превосходством сил… Потеряв Смоленск, Барклай мог закончить на этом операцию и продолжить своё отступление».

В ночь с 17 на 18 августа 1-я русская армия отошла к северу по дороге к Поречью, а Дохтуров успел очистить Смоленск и уничтожить мост. С утра 18 августа французы под прикрытием артиллерийских батарей перешли Днепр бродом около моста и заняли выгоревшее Петербургское предместье. Русский арьергард безуспешно попытался выбить французов, под охраной которых сапёры быстро восстанавливали мост.

Багратион оставил свою позицию на Валутиной горе и двинулся на Дорогобуж по Московской дороге, к Соловьевой переправе через Днепр, освобождая путь 1-й армии. Армия Барклая-де-Толли выходила на Московскую дорогу кружным путём, сначала на север к Поречью, потом свернула на юг и вышла на Московскую дорогу. Из Смоленска Московскую дорогу прикрывал арьергард в несколько тысяч человек под командой генерал-майора Тучкова 4-го, на который сильно наседал французский авангард под командованием маршала Нея.

Чтобы дать возможность всей 1-й армии выйти на Московскую дорогу, 19 августа Барклай-де-Толли провёл кровопролитное оборонительное сражение у Валутиной горы близ реки Колодни.

Педантично по-военному дал оценку Смоленскому сражению Карл фон Клаузевиц:

Здесь мог произойти лишь частный бой, который не мог внести изменения в общее положение обеих сторон, выражавшееся в наступлении французов и отступлении русских… Бои под Смоленском, как мы видели, приняли форму и оборот, вполне отвечавшие для русских смыслу кампании 1812 г., однако, даны они были большей частью из побочных сражений и без отчётливого понимания перспектив этой кампании.

20-22 августа разрушенный Смоленск очистили от трупов. Эту неблагодарную задачу Наполеон поручил 8-му Вестфальскому корпусу генерала Жюно как наказание за промедление в сражении у Валутиной горы.

25 августа Наполеон в карете выехал из Смоленска. Уже в Дорогобуже начались пожары; Вязьма была покинута жителями, а через 2 часа после вступления французов и здесь вспыхнули пожары. Гжатск также был совершенно пуст. Вся местность, через которую проходила «Великая Армия», была опустошена отчасти жителями, отчасти самим неприятелем. Именно развёртывание всенародной войны Клаузевиц туманно назвал: «Форма и оборот, вполне отвечавшие для русских смыслу кампании».

В надписи на 8-й стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя указано, что русские потеряли в Смоленском сражении 2 генералов убитыми и 4 ранеными, 6 тысяч нижних чинов выбыло из строя. Потери в 6 тысяч солдат приводит и генерал-квартирмейстер полковник Толь. Барклай-де-Толли написал о том, что в наиболее ожесточённый день битвы, 17 августа, русские потеряли 4 тысячи. Если ограничивать Смоленское сражение 16-17 августа и не считать раненых в госпиталях Смоленска (потери в более ранних сражениях), то потери русской стороны согласно достоверным свидетельствам, составляют около 6 тысяч человек. В это число не входит потеря 1500 солдат дивизии Неверовского при отступлении из Красного 14 августа.

По многочисленным воспоминаниям французов, в горевшем Смоленске погибло много русских раненых, эвакуированных в город ранее из разных мест. Оставшиеся в живых были лишены медицинской помощи, так как даже на раненых французов не хватало перевязочных материалов.

Потери французов советские историки указывают в 20 тысяч человек, следуя за Клаузевицем, который дал такую оценку на основании сокращения численности «Великой Армии» за время от Смоленска до Бородино. Оценка Клаузевица считается неточной из-за больших небоевых потерь французской армии на марше. Инспектор смотров при Главном штабе Наполеона, барон Денье, оценил потери Наполеона в 12 тысяч человек. Его показания можно принять за более достоверные, так как через него проходили рапорты корпусных командиров о потерях. Именно на его цифрах основывается наиболее распространённая оценка потерь французской армии при Бородино, хотя она и оспаривается многими историками как заниженная.

Главный французский медик Ларей оценил потери своей армии в 1200 убитых и 6 тысяч раненых, однако его сведения и о потерях при Бородино оказались очень сильно заниженными. Возможно, то же самое наблюдается и при оценке им потерь в Смоленске.

Следует отметить, что французская историография оценивает потери Франции в 6-7 тысяч, России - в 12-13 тысяч.

В задней стене Авраамиевого монастыря до наших дней сохранилось ядро, отправленное французскими захватчиками. Источник. Смоленское сражение (1812) из Википедии - свободной энциклопедии

Петер фон Гесс

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792, Дюссельдорф - 4 апреля 1871, Мюнхен) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие. Источник. Петер фон Гесс из Википедии - свободной энциклопедии

The Battle of Smolensk

The Battle of Smolensk was the first major battle of the French invasion of Russia. It took place on 16–18 August 1812 and involved about 45,000 men of the Grande Armée under Emperor Napoleon I against about 30,000 Russian troops under General Barclay de Tolly. Napoleon occupied Smolensk by driving out Prince Pyotr Bagration's Second Army. The French artillery bombardment burned the city to the ground. Of 2,250 buildings, 84% were destroyed with only 350 surviving intact. Of the city's 15,000 inhabitants, about 1,000 were left at the end of the battle inside the smoking ruins. With over 15,000 casualties, it was one of the bloodiest battles of the invasion.

Smolensk, a historic fortress city with a population of 12,600, resides along the primary Western route linking Warsaw to Moscow. Prior to the First Partition of Poland, it stood as a border town within the Russian Empire. The formidable Smolensk Kremlin, encompassed by 38 bastion towers and a sturdy stone wall, served as a significant stronghold. To the south, the River Dnieper flows adjacent to this fortified kremlin. Napoleon's anticipation presumed that the Russians would engage outside Smolensk to shield the city from potential destruction. (The Assumption Cathedral in Smolensk housed one of the most venerated icons of the Eastern Orthodox Church, Our Lady of Smolensk attributed to St Luke.) However, by August 16, French forces encountered a heavily fortified city defended by Bagration's troops. The defenses were further reinforced by the subsequent arrival of Barclay and the main Russian army.

The main battle was fought on 16 August. An initial probing force captured two suburbs but failed to bring the Russians out to battle. Napoleon ordered a general assault with three corps of the Grande Armée, supported by two hundred artillery pieces. This was initially successful, the intense artillery bombardment setting the city on fire. French forces lacked ladders or climbing apparatus to scale the city walls and were under counter fire from Russian artillery. By nightfall, most of the city was burning.

So, as soon as day broke —we marched against the city. The river was crossed below the city. The suburbs on the northern side were stormed, set on fire, and burned up. My company's doctor, named Staüble, had his arm shot away in crossing the stream, and he died afterward. No longer could I pay any attention to my comrades and, therefore, knew not in what way they perished or were lost. Everyone fired and struck at the enemy in wild madness, and no one could tell whether he was in front, in the middle, or behind the center of the army.

To save the army, Barclay de Tolly abandoned the city destroying all ammunition stores and bridges leaving a small force to hold out for two days to cover his retreat. Around dawn on 17 August, Grande Armée Polish forces successfully breached the walls, and in a few hours the main French forces entered the city. Barclay retained forces on the other side of the river preventing a crossing until the night of August the 18th. The city was almost completely destroyed. Sources. French invasion of Russia, The Battle of Smolensk, from Wikipedia, the free encyclopedia

Peter von Hess

The German artist Peter von Hess performed in the forties of last century by the special order of Tsar Nikolay I of Russia twelve canvases describing different episodes of the Patriotic war. All these canvases are in the Winter Palace in St.Petersburg.
Peter Heinrich Lambert von Hess (29 July 1792 – 4 April 1871) was a German painter, known for historic paintings, especially of the Napoleonic Wars and the Greek War of Independence.
Peter von Hess initially received training from his father Carl Ernst Christoph Hess. He accompanied his younger brother Heinrich Maria to Munich in 1806, and enrolled at the Munich Academy at the age of sixteen. He also trained under Wilhelm von Kobell.
During the Napoleonic Wars, he was allowed to join the staff of General Wrede, who commanded the Bavarians in the military operations which led to the abdication of Napoleon. There he gained novel experiences of war and a taste for extensive travel. During this time, von Hess painted his first battle pieces. In 1818, he spent some time in Italy where he painted landscapes and various Italian scenes and travelled to Naples with Joseph Petzl and a group of other Bavarian artists.
In 1833, at King Ludwig I of Bavaria's request, he accompanied Otto of Greece to the newly formed Kingdom of Greece, where at Athens he gathered materials for pictures of the war of liberation. The sketches which he then made were placed, forty in number, in the Pinakothek, after being copied in wax on a large scale by Nilsen, in the northern arcades of the Hofgarten at Munich. King Otho's entrance into Nauplia was the subject of a large and crowded canvas now in the Pinakothek, which Hess executed in person.
Sources. Peter von Hess, from Wikipedia, the free encyclopedia
Свидетельство о публикации №457632 от 25 февраля 2024 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Не так всё просто (премьера песни)

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft