Сразу же должен сказать со всею возможной прямотой, что я далеко не любитель бытовых жанровых сцен в изобразительном искусстве.
Тем не менее, здесь перед нами тот, - достаточно нечастый здесь случай, - когда удаётся увидеть хорошую, добротную живопись. Достаточно убедительное композиционное решение, - когда не создаётся впечатления, будто позируют ряженые натурщики. Нет театральщины, наигранности сюжета, - художник подошёл к социальному явлению, как беспристрастный наблюдатель, - не призывая ни к порицанию, ни к сочувствию, - просто "Вот, посмотрите". В этом смысле картина гораздо лучше передаёт настроение, и более реалистична, чем, скажем, репинские "Бурлаки", - именно из-за отсутствия картинных поз и ложного пафоса. Но тем она, несомненно, и пессимистичнее.
Достаточно скупыми средствами, широким пастозным мазком, автор передал всё, что ему требовалось передать, - от освещения до характеров и выражения лиц. Работа вполне может выстоять в одном ряду с такими признанными произведениями социального жанра, как "Тройка" Перова, или "Земство обедает" Мясоедова. Кстати сказать, как и в перовской "Тройке", здесь, - в качестве полноправного персонажа, - фигурирует собака, так же написанная с изрядным мастерством.
Единственная, - безусловно, очень субъективная, - претензия к автору: ворота, служащие своеобразным "фоном", написаны почти так же, как он пишет в своих пейзажах листву, - зелёным цветом с преобладанием жёлтых оттенков. Впрочем, это может быть объяснимо специфическим цветовИдением художника.
А.К.