Пассакалья - (итал. passacaglia, франц. passacaille, испан. pasacalle, от испан. pasar - проходить и calle - улица) - первоначально испанская песня с сопровождением гитары, родственная вильянсико, позднее (кон. 16 в.) танец, возникший в связи с обычаем исполнять на улице музыку торжественного или маршеобразного характера при разъезде гостей по окончании празднества. Основой таких пассакалий служила басовая партия танцев, при повторениях которой верхние голоса варьировались. С распространением гитарной музыки в нач. 17 в. Пассакалья из Испании проникает во Францию и Италию. В Италии определились её основные черты - сосредоточенный, торжественный, возвышенный характер музыки, медленный темп, трёхдольный размер, принцип вариаций на basso ostinato.
Бассо остинато -(итал. basso ostinato, буквально — упорный бас) одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Б. о. очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17—18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах — Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи и чаконы, сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19—20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка (мелодия, ритм, гармония и т.д.).
Справочная информ. из Большой советской энциклопедии.
Цитаты и высказывания из интернета.
Интересно.
Хорошо, что слова пояснила. Музыканты то и без пояснений все понимают, а куда нам, простым гражданам деваться. А так я мало-помалу просвещаюсь
Ирина, мне понравилась даже не мелодия, мне понравилось исполнение.
этот чёткий, чистый, талантливый наигрыш.
Слушала и что-то в душе отзывалось.
И ещё слушала.
Похоже, мелодия действует на какие-то потаённые мембраны в организме.
Или руки исполнителя.
Факт, что что-то передаётся.
Красивая музыка! Согласна с Людой - про отзыв в душе))
Ир, какой программкой пользовалась? Красивые переходы - ненавязчивые и без блестяшек и мигалок. Всё так прям солииидно получилось!)) Прям так основааательно!
Пассакалья у меня уже 2-я. Если ты помнишь, то 1-я совместная работа с Аллой, тобой и Игорем была именно на органную Пассакалью - о душе. Здесь я поставила др задачу. Здесь не пьеса, а форма. И погружение в мысли и себя, поэтому опять подборка слайдов. Программа та же - фотошоу про. Я тебе про нее писала ранее. Там и с блестяшками можно, на любой вкус.