Зарегистрировано — 123 199Зрителей: 66 304
Авторов: 56 895
On-line — 4 678Зрителей: 897
Авторов: 3781
Загружено работ — 2 120 218
«Неизвестный Гений»
Новости
Как писали золотую осень художники прошлого: Принцессы среди листвы, виды Оки и не только
В начале сентября непросто привыкнуть к мысли, что лето позади, а впереди – не только прекрасная золотая осень, но и месяцы темноты, слякоти и снега. Однако осень издавна вдохновляла поэтов (вспомним Александра Сергеевича Пушкина!) и художников. Увядающая природа, золотые и багряные листья, листопады и затянутое тучами небо – все это представляет для живописцев интерес. А уж если на фоне осенней природы разыгрываются драмы или бродят персонажи, охваченные меланхолией… Полюбуемся же на то, как видели осень художники разных лет и стран!
Хауси Кавасэ, «Дождь на берегу озера в Мацуэ»
Осень в Японии – время красных кленов, хризантем и священной луны. А художник Хасуи Кавасэ, скорее реформатор, чем «возродитель» традиционной японской гравюры, любил изображать природу во всей ее изменчивости – что, в общем-то, в высшей степени характерно для японской культуры. Текучесть, стремительность перемен, неотвратимость увядания, но и неизбежность рождения новой жизни отражаются в его гравюрах. Он был внимателен к деталям, оттенку неба, движению ветра, текстурам, к каждой травинке, каждому облачку – может быть, потому его городские виды так безлюдны. Разве что красавица в нарядном кимоно пробежит, прячась под зонтиком… А вот «Дождь на берегу озера в Мацуэ», одна из «осенних» работ Кавасэ (чаще, пожалуй, у него встречаются зимние и весенние пейзажи, но дожди – тоже сквозная тема его творчества) – по-своему кинематографична. В ней природе противостоит – или покоряется – рыбак в своих повседневных заботах.
Борис Кустодиев, «Осень над городом»
Бориса Кустодиева мы ассоциируем – если не идти по первой ступени ассоциаций и не вспоминать его роскошных «купчих» - со сценами ярмарок, народных гуляний, старой Москвы. Однако в этом ряду есть и полотна, проникнутые меланхолией. Картину «Осень над городом» Кустодиев написал в качестве эскиза декорации ко второму действию пьесы Ильи Дмитриевича Сургучёва «Осенние скрипки». По-видимому, это Воробьевы горы – поскольку почти аналогичный вид открывается на картине, посвященной им.
Константин Сомов, «Встреча в парке»
А вот коллега Кустодиева по «Миру искусства», певец тенистых аллей и Арлекинов, Константин Сомов предлагает зрителю жизнеутверждающий, хоть и фривольный, сюжет. Пусть листва уже слегка пожелтела, но юная парочка, случайно (или вовсе не случайно!) встретившаяся в парке, полна счастливых предчувствий и готова упасть в омут бурного любовного романа.
Василий Поленов, «Золотая осень»
Нельзя, конечно, в разговоре об «осенних» картинах не упомянуть о знакомых всем работах русских пейзажистов. Картина «Золотая осень» была написана Поленовым в 1893 году. В то время он жил в усадьбе «Борок» - теперь это усадьба «Поленово», где можно увидеть оригинал работы. Перед нами осенний пейзаж, полный лиризма, света, воздуха. Место – неподалеку от самой усадьбы, на Оке, в сторону Очковых гор. Сам художник трогательно любил Оку, писал о ее красотах в письмах друзьям, много раз изображал на полотне.
Мария Якунчикова-Вебер, «Крест над святым колодцем в Наре»
Якунчикова-Вебер, хотя жила в России совсем недолго, была особенно близка с семейством Василия Поленова и тепло дружила с его сестрой Еленой. В 1899 году художница с сыном приехала к сводному брату в его подмосковную усадьбу, где нашла вдохновение буквально во всем – там были не только близкие ей люди, прекрасный лес неподалеку, старинные, пускай и обветшавшие, постройки, разрушенная часовня… Художница любила писать мотивы русской природы и архитектуры, полные меланхолии, и нередко в ее картинах и гравюрах появлялись кресты – «кресты-домики» на старых могилах. Интересно, что подобный крест впоследствии был сделан для нее самой по эскизу Коровина в Абрамцевской мастерской и установлен в 1903 году на ее могиле в Шен-Бужери.
Марианна Веревкина, «Пивной ресторан»
Марианна Веревкина, как и Вебер – яркая представительница искусства русской эмиграции начала двадцатого века, прошла путь от реалистической живописи под руководством Репина к «новому искусству», экспериментальному по цвету и по форме. Веревкина была тесно связана с экспрессионистской группой «Синий всадник» и сильно повлияла на развитие модернистского искусства, хотя ее имя не так уж широко известно зрителям. «Пивной ресторан» демонстрирует характерные особенности живописи Веревкиной – резкие контрасты цвета, условные фигуры, жесткие композиционные ритмы.
Элизабет Сонрель, «Мечтательность»
Французская художница-символистка Элизабет Сонрель получила прекрасное образование, много путешествовала, вдохновлялась Боттичелли, легендами артурианского цикла, библейскими сюжетами. Ключевой темой ее творчества была любовь, основным образом – прекрасные дамы в старинных одеждах, занятые мечтаниями и грезами на фоне природы. «Мечтательность» выбирает своим временем осень – и в ее глазах таится печаль.
Элеанор Фортескью-Брикдейл, «Гвинивера»
Артурианский цикл завораживал и британскую «коллегу» Сонрель – одну из поздних последовательниц прерафаэлитов, акварелистку Элеанор Фортескью-Брикдейл. Прекрасная неверная жена короля Артура в роскошных одеждах и расцвете свой красоты замерла, словно увидев или услышав что-то, под яблоней, чьи ветви клонятся под тяжестью плодов.
Джон Эверетт Миллес, «Осенние листья»
А вот картина представителя старших прерафаэлитов – тех самых, что и основали братство. Сюжет незамысловат, однако полон деталей, наполняющих картину теплом и нежностью. Фон – сад художника, в центре – его супруга Эффи Грей (которая «увелась» к нему от Джона Рескина, покровителя прерафаэлитов), рядом – ее сестра, а остальные модели – их подруги. Миллес утверждал, что еще не видел натурщиц послушнее – девушки позировали с особым усердием. Исследователи находят в картине отголоски поэмы Теннисона «Принцесса», где можно найти пронзительное и печальное описание осенних полей.
Текст: Софья Егорова.