Зарегистрировано — 123 432Зрителей: 66 517
Авторов: 56 915
On-line — 9 179Зрителей: 1784
Авторов: 7395
Загружено работ — 2 123 241
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем удивляют мир современные японские архитекторы: Картонные храмы, рукотворные пруды, фантастические небоскребы
Япония – страна, где переплетаются высокие технологии и уважение к традициям. То же самое можно сказать и о современной японской архитектуре. Здесь и технологические инновации, и эксперименты с формой и пространством, и – утонченная философия единения с природой. Одни японские архитекторы возводят небоскребы, другие – храмы, полностью переворачивающие представление о религиозных постройках, а третьи делают нечто, что и архитектурой назвать нельзя – однако более подходящее слово еще не придумано.
Тадао Андо – отец современной японской архитектуры
Тадао Андо – лауреат Притцкеровской премии, патриарх японского зодчества, последователь минимализма и так называемого «интернационального стиля», созданного Ле Корбюзье, Эйлин Грей и другими модернистами. Однако, пожалуй, наибольшее влияние оказала на него чета Аалто – ведь их творчество не отвергало национальных традиций. В своих проектах Андо, которого со временем начали называть регионалистом, отдавал предпочтение чистым геометрическим формам, свободной планировке, экспериментам с пространством – что, в общем-то, свойственно «интернациональной архитектуре». Однако, как истинный японец, он стремился вписывать постройки в ландшафт и создавать единый комплект «здание-среда». Важную роль в работах Андо играет естественное освещение – как, например, в Церкви Света.
Премию же он пожертвовал пострадавшим от землетрясения в Кобе.
Кэндзо Тангэ – разрыв с традициями
А вот Тангэ, который, наряду с Андо, вошел в учебники по истории архитектуры, также лауреат Притцкеровской премии , всегда подчеркивал культурную нейтральность своих построек. Самая узнаваемая из них – экспрессионистская Церковь Пресвятой Девы Марии в Токио, напоминающая то ли монашеское одеяние, то ли женскую фигуру с раскинутыми руками (автору текста она напоминает мотылька) – а в плане представляет собой крест, как и положено храму.
Прямоугольные небоскребы Тангэ никогда не выглядели сухими и скучными благодаря ритмам объемов, ребер, перепадам высот. Он активно интересовался градостроительством, руководил восстановлением Хиросимы, в шестидесятые разрабатывал планы городской застройки центра Скопье (пострадал в ходе землетрясения) столицы Нигерии, деловых районов в нескольких городах Италии.
Социальная миссия Сигэру Бана
Бан родился в Токио. Учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе и колледже Купер-Юнион в Нью-Йорке. Затем вернулся в Японию, где основал собственное бюро. Известен, в первую очередь, любовью к нестандартным материалам и легким конструкциям, которые производят впечатление «временных» - однако остаются на своем месте на десятилетия. С 1995 года Бан принимает активное участие в восстановлении городов и целых регионов, пострадавших от стихийных бедствий – он ставит своей целью вернуть социальную ответственность профессии архитектора. Он основал Добровольную ассоциацию архитекторов, которая сотрудничает с различными проектными бюро и исследовательскими лабораториями. Его всегда приводили в ужас отвратительные условия в центрах размещения жертв стихии – ведь люди пережили трагедию, а значит, им необходимы комфорт и безопасность!
Но обычно на это нет ресурсов – и Бан со своими коллегами взялся за разработку систем перегородок, временного жилья из картонных труб, легковозводимых деревянных домиков и даже концертных залов из бумаги – все ради того, чтобы люди как можно скорее могли вернуться к нормальной жизни. Причем к духовной жизни тоже – например, в Крайстчерче после разрушительного землетрясения был построен картонный собор, символ единения и надежды, который будет оставаться там до тех пор, пока не вырастет его каменный младший брат.
«Метаболизм» Кисё Курокавы
Кисё Курокава мыслил здание как целостный организм, стремящийся к развитию. Спиралевидные планировки, цилиндрические формы, образы летающих тарелок, космических кораблей… Прилетевших явно откуда-то с гораздо более высоким технологическим развитием – иначе как объяснить, что проекты Курокавы полны инженерных новинок? Например, Газпром Арена – ее раздвижная кровля обладает мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом для таяния снега.
А напоминающий ракушку Онкологический центр Мэгги больницы Синглтон стал сенсацией не благодаря технологическим инновациям – просто он радикально отличается от других подобных мест своей уютной, умиротворяющей атмосферой.
Хай-тек и облака Ёсио Танигути
Танигути – архитектор во втором поколении, ученик Кэндзо Тангэ. Он тяготеет к прямолинейным, аскетичным формам, но они оживляются «включениями» природных элементов. Его шедевр - Техасский центр Общества Азии, прямоугольное здание с облицовкой из известняка и большой площадью остекления. На уровне второго этажа расположен декоративный бассейн, оборудованный дымовыми машинами – он придает зданию нечто потустороннее.
Водные сады Дзюньи Исигами
Исигами – надежда современной архитектуры, и не только японской. Он, пожалуй, идею единения с природой воплощает буквально. Исигами, выпускник Токийского городского университета и Токийского университета изящных искусств, в 2000-х работал в легендарном бюро SANAA – где, видимо, и проникся образами прозрачной, невесомой архитектуры, которая не конфликтует с окружающим ландшафтом и даже не просто вписывается в него, а чутко отвечает на малейшие изменения в среде. В 2008 Исигами спроектировал экспозицию павильона Японии на 11-й Венецианской архитектурной биеннале, а также стал лауреатом Международной премии имени Якова Чернихова для молодых архитекторов.
Самая известная и обсуждаемая работа Исигами - водный сад арт-резиденции Art Biotop Nasu в японской префектуре Тотиги. Основные доходы в этом регионе приносит туризм, однако долгое время на месте некогда живописных лесов находились сельскохозяйственные угодья. Теперь же на месте рисового поля не только восстановлены леса (деревья буквально заботливо пересажены с территории, где планируется строительство гостиницы), но и создана система рукотворных прудов, а также традиционный «сад камней» - все вместе создает абсолютно сюрреалистическое впечатление.
Текст: Софья Егорова.