Станца делла Сеньятура. Приёмный покой Ватикана. Год 1520 от рождества Христова
-----------------------------------------------------------------------------------
Под фрескою, где Аполлон божественный
средь муз
Любуется красотами священного Парнаса,
На папском троне восседал одутловатый,
Скучающий и очень толстый Лев Десятый.
Давно уже немного слеповат,
Почти не видит одним глазом,
Зато другой – холодный бриллиант,
Где ум и хитрость во всех гранях.
Закончен деловой прием, и Лев Десятый отдыхает.
В руках холёных древний манускрипт,
Похоже, книга та – "История Эллады".
На папе белые одежды с кружевами,
Обуты ноги в красные ботинки.
Зашёл в приёмную слуга и доложил:
– Ваше святейшество, там
......... Микеланджело Буонарроти
Смиренно просит Вас его принять
По делу срочному, которое не может ждать.
Папа ответил: – Что ж,
Пожалуй, я смогу его принять, –
И тут же погрузился в собственные мысли.
Собой хорош, красив и статен был один,
Второй – уродлив, гениален, мрачен!
Первый творил – мечтал – учил,
Другой – до крайности, до одури – трудился.
Снедала младшего ревнивая тоска
К масштабным замыслам великого да Винчи
И он естественно ему желал вреда, терпеть
Не мог его глаза, улыбку и унижение, которым
Мальчишку Микеланджело подверг мэтр Леонардо.
По собственно, Буонаротти, твёрдым убежденьям,
Его святейшество за знатока слыл человечьих душ,
И с толком, с шиком, с чувством плёл интриги.
И вот уже в приёмной живописец,
С претензией, что отнят у него заказ
Фасада мраморного церкви Сан-Лоренцо
Заказ, который раньше даден был,
Однако папа тему сразу же сменил
И разговор в иное двинул русло: – Скажите,
Дорогой мессир, какое мнение у Вас о Леонардо?
Хочу привлечь к работам земляка,
Ведь он, как Вы, такой же флорентинец
И, говорят, не менее... талантлив?
– Да он ножом, лишь ради любопытства, вырезал
Зародыши из трупов жизнь носивших женщин! –
Глаза Буонароти разве не искрились,
И робость пеной обратилась в дикий гнев.
– А разве, – ему ответствовал святой отец, –
Истории известный Герофил живых людей
Сечениям анатомическим не подвергал,
Под нос бурча: «Я ненавижу, чтобы знать!»
Вот я желал бы Вас обоих примирить
И предложить пожать друг другу руки.
– Рукопожатий с Родину предавшим не приемлю,
Пятнадцать лет он руки лобызал Моро,
Того, что звал в отечество дружины иноземцев,
А после, как лакей, прислуживал Чезаре Борджа,
Для негодяя... боевые карты рисовал!!
– А разве Вечного творцы – не вольны
От всяческих сует – войны – вражды?
Какое дело Повелителям Материй
До грязных троп государей, политики,
Что, как блудница, истинно греховна?
Вы разве не должны быть выше всех?
Ведь философия – предмет вселенной,
И что ей до ничтожной горсточки людей,
Хоть и помазанных, как будто Богом.
– Ваше святейшество, я – человек простой,
Как тот резец, что лишнее усечь готов у камня,
По мне на белое нельзя наклеить чёрненький ярлык,
Оно ни днём, ни ночью не изменит цвета,
И для меня всяк будет насквозь негодяй,
Кто матери не чтит и место где родился, ,
Мир изумить, потрясть. Он - Леонардо, знай всё обещает.
Себя считая значимей и выше всяческих догмат.
Но где, скажите, им обещанное чудо?
Знамение, что дОлжно было изумить?
Ужели эти,
Созданные полоумным мэтром крылья,
На коих шею набок сверзил ученик,
Доколе мы должны на веру принимать
ЛИШЬ СЛОВО?! –
Здесь Микеланджело прикрыл ладонью рот,
Что исказила гневная до судорог гримаса:
– Клянусь отец святой, что он – не Прометей,
А плут, бездельник, фантазёр, пройдоха!
Папа молчал, спокойно, холодно и даже безразлично.
Его навыкате глаза свой блеск запрятали за дымкой,
Он размышлял над тщетностью гордыни дьявольской потуг...
Смириться в диком униженьи, лишь для того,
Чтобы Великого попрать и объявить его Ничтожным...
– Послушай сын мой, – произнёс он наконец, –
Я вижу, слух о чёрной кошке, что пробежала промеж вас,
Тот слух, которому... мне не хотелось верить,
На самом деле правда. Милуй Бог!
Касательно женских утроб - я разберусь,
И горе мэтру Леонардо, коль это так.
А в остальном, Буонарроти, ты не прав,
Тобою движет зависть и, прости, безумство.
Не понимаешь, что, его хуля,
К себе вниманье привлекаешь.
Иль ты забыл, что делал сам,
Когда ваял распятого Христа?
Тебе не снятся стоны по ночам,
Конвульсии и кровь того мальчишки,
Натурщика, что был, подобно господу, распят
Лишь для того, чтоб видел ты живьём мученья?
Иль думаешь, о том никто не знал?
Не ведал Папа о твоих бесчинствах?
Так знай, гордец, глаза я закрывал
На эту жертву ради дела церкви!
Теперь иди, и впредь молчи –
Не ты ...инстанция,
Что есть последнею - для Ватикана!
Закрылась дверь за живописцем,
А папа вслух негромко прочитал слова,
... слова известного иранского поэта:
« В утеху Ты творишь созданий чудных тьму.
Ты – сущность зрелища, и вместе
сам Ты – зритель!.."
прекрасное исполнение!
а с музыкой промашка.нельзя внимание публики отвлекать на знакомую мелодию.
когда на радио работал,нас там инструктировали разным штучкам.)))
с премьерой,Мастер!
Спасибо Володя ! Да я и сам не очень музыкой удовлетворен, но перебрал треков 20, а найти 100 % попадание не удалось. Так чтобы и не отвлекало и атмосферу подчёркивало. Может у тебя какие-то мысли по этому поводу появятся буду исключительно благодарен. Вчера с 9 утра до 9 вечера писал эту работу и звуковое восприятие притупилось.
Так эпоха та какая ! Подумать только одновременно жили, общались, враждовали ; да Винчи, Рафаэль, МИкеланджело, Макиавелли. Вот и не отпускает. Я понимаю конечно что вроде бы надо дать отдохнуть зрителю, но Музе не прикажешь. Она сама решает что её на сегодняшний день волнует и интересует.
"В утеху Ты творишь созданий чудных тьму.Ты - сущность зрелища, и вместе... сам Ты - зритель!..". - Неожиданный итог выплыл из этого любопытного диалога. Замечательное прочтение.
В данном контексте папа Лев - X продекламировал строки Омар Хайяма
----
А папа вслух негромко прочитал, слова
Слова известного иранского поэта
******
Спроецировав в них своё отношение к художникам. А вообще , его святейшество очень любил театр, сам играл роли в спектаклях, увлекался поэзией и не прочь был устроить сам для себя маленькое шоу, играя на человеческих слабостях.
Благодарю Людмила ! Эта работа признаюсь отняла немало сил и энергии. Поэтому очень рад что она произвела на Вас впечатление.
---
Папа, как ни странно, очень любил восточную поэзию и в частности такого богохульника и пьяницу, как Омар Хайям. Я было хотел в конце привести другие строки великого иранца, вложив их в уста Льва-X, но поразміслив постеснялся ;
" Зла речь твоя, мулла, и ненависть - ей мать !
Ты всё зовешь безбожником, неверным...
Ты прав, я уличен! Я предан всяким сквернам.
Но... будь же справедлив; тебе ли обвинять ? "
Великолепная работа!!! Два Гениях!!!
"Иль думаешь об том никто не знал,
Не ведал Папа о твоих бесчинствах,
Так знай гордец глаза я закрывал
На эту жертву ради дела церкви"
По другому на эту тему Жумабек вроде бы и неуместно было писать, только монументально. Но здесь совсем не религия во главе угла. Папа Лев-X был презанятнейшей личностью - любил театр, поэзию, живопись. А пуще другого обожал устраивать психологические шоу, ставя в неловкое положение значимых людей и виртуозно играя на ихних эмоциях, чуствах и слабостях.
для чтения нужны только незнакомые работы.
это ещё и конкуренция внутри работы.)))
если тема любима людьми,то она не подчеркнёт чтение,а унизит его.ведь чтение новое,неизвестное.а музыка признана УЖЕ.
своего рода неравный брак.)))
Не смущайте Станислав - какой там гений ! Гений это "Гудвин" с его последним поэтическим шедевром на главной. Смеюсь. А вообще рад что такая сложная работа Вас впечатлила и не оставила равнодушным. С уважением Андрей.
у Stadi есть ещё работы.он молодец.
вы созданы друг для друга,я в художественном смысле,Андрей.)))
он даже просто нажмёт на клавишу,и у него появляется подходящая для чтения музыка.
но знакомые уху мелодии не бери,они переключают ухо слушателя с чтения на фоновую музыку.
так же,как плейкасты с русскими стихами или прозой нельзя строить вместе с русскими песнями.слова будут путаться в мозгу.
За что и борюсь не на жизнь а насмерть - чтобы задумывались, а не просто поглощали в неимоверных количествах низкопробную любовную лирику с сильно выраженным привкусом пережжённой карамели.
--------------
Спасибо за отзыв. Андрей.
Я очень стараюсь Елена сделать это погружение ярким, наполненным запахом - цветом и звуком, от есть максимально осязаемым. Кстати за что меня жестко до неприличия критикуют и буквально ненавидят представители классических школ. Чего только не приходится выслушивать в свой адрес.
Критика только делает Вас сильнее! Я в этом уверена! А ещё бывает критика из-за зависти и с этим ничего не поделать, но и такая критика идёт только на пользу! Успехов Вам, Андрей!
Вот услышала вашу работу на радио,Андрей, теперь точно, радио спектакль! Слушаю с удовольствием...ПРЕКРАСНО ПОЛУЧИЛАСЬ, получила удовольствие от прослушивания вашего произведения,Благодарю!!!!!
Ну и слава богу, как говорится. Очень рад, что Вы именно послушали её. Хотя в этот раз я попытался сделать работу и более удобоваримой и для просто чтения с листа.
Опять здорово.... Живые персонажи...эпоха дышит...
Зато другой – холодный бриллиант,
Где ум и хитрость во всех гранях.
...как точно....
Андрей....извини, что я тут со своими придирочками...но кое-где порядок слов хотелось бы....подкорректировать... Например:
Его навыкате глаза
...ну нехорошо...))))
Да знаю Ката оно ещё сыровато, так только вчера ночью из под пера, а объём-то сама видишь каков, так что пусть чуток отлежится и буду огрехи шлифовать где это возможно.
---------------------
Ты же видишь как Остапа понесло на крупные формы, ажжжжж самому страшно !
Андрей!Внимательно,на одном дыхании, прослушала это необыкновенно прекрасное,сильное по своему исполнению и содержанию повествование...Спасибо Вам,слова здесь излишни...
Спасибо Света что не побоялись такой крупной формы и всё мужественно прослушали ( улыбаюсь ), а если серьёзно, то конечно очень сложная работа, впрочем как и любая построенная на диалогах + мелких деталях свойственных эпохе и месту.
Давно уже немного слеповат,
Почти не видит одним глазом,
Зато другой – холодный бриллиант,
Где ум и хитрость во всех гранях.
Андрей-очень интересно! Браво!
Ну ты не преувеличивай моя дорогая подруга и горячр любимая поэтесса, но то что ты под впечатлением, не скрою меня окрыляет.
******
И тогда я тебя ценителя тонкого и возвышенного никуда не отпущу, пока ты хотя бы не пообещаешь мне прослушать САМУЮ СИЛЬНУЮ на сегоднешний день мою работу. Во всяком случае на мой субективный вкус.
ну что сказать, когда уже все сказано выше?)) если б вот так история в школе подавалась, ну или хотя бы культуроведение, было б у нас много больше культурно образованных людей... потому что невозможно оторваться))
Спасибо Ксаночка ! Спасибо дорогая, а то только что на одном из сайтов мне отписал один Поэтище - И зачем Вы подобным дерьмом эфир засоряете, народу нужно возвышенное; природа, любовь, красота - а Вы... да как Вам не стыдно чернушник вы эдакий. Вот такая отповедь мне была выдана.
ну... пусть читает то, что ему нужно... только ограниченные люди не стремятся к познанию и вообще к чему-то новому... так что ну их, злопыхателей этих))
Андрей, огромное спасибо Вам за Ваш труд! Очень интересно познавать страницы истории из Ваших работ!
Меня очень потрясло вот это:
Иль ты забыл, что делал сам,
Когда ваял распятого Христа?
Тебе не снятся стоны по ночам,
Конвульсии и кровь того мальчишки,
Натурщика, что был, подобно господу, распят
Лишь для того, чтоб видел ты воочию мученья?
И ещё то, что на это тогда закрыли глаза ТЕ, кто не должен был на ТАКОЕ закрывать глаза... Служители ЦЕРКВИ! Или.... цель оправдывает средства?............ Эх...... жаль.....
Но, за работу СПАСИБО!!! Великолепно!
А Вы знаете от кого Ирина я узнал об этом случае ??? От Александра Сергеевича Пушкина ! Однажды натолкнулся на его переписку в которой он высказывал своё возмущение этим фактом, всячески порицая ваятеля Микеланджело за смерть и муки натурщика.
Андрей, Вы очень интересный человек! Как здОрово, что Вы так сведущи в истории! У меня сын тоже помешан на истории...))) Сейчас он в армии... в учебке... два месяца всего служит, а его там уже назначили читать солдатам лекции по истории. Когда он придёт с армии, я обязательно познакомлю его с Вашими работами. Уверена, ему они очень понравятся!
Здесь в принципе согласен с Вами, но пока никак не могу подобрать достойный трек. Это очень непростое дело, перебрал уже несколько десятков и всё не то.
Да бросьте Андрей, какой там мэтр, так... просто не совсем обычный Мастер, работающий или правильней сказать, творящий в своём, непохожем на других, русле.
------------------------
Спасибо Дружище за добрые слова. Рискну порекомендовать Вам послушать вот эту трилогию ...
Спасибо Сергей ! Не лёгкая, но чрезвычайно интересная была работа над этим произведением. Эпоха Возрождения, как немножко дико сейчас звучат эти слова. Как интересно назовут нашу эпоху ???
---------
Спасибо ! Практически все мои работы выполнены в формате вот таких маленьких моно спектаклей. Цикл "Гении эпохи Возрождения" включяет ряд работ. Наиболее значимые и мною рекомендованные ; "МЕССИР ЛЕОНАРДО" и "ФЛОРЕНТИЕЦ".
------------
Приятного прослушивания. С уважением Андрей Писной
Ах, Андрей! Не слушайте злопыхателей! Это великолепнийший театр одного актера!
Завистники всегда ополчаются, только у бездарей их нет!
А как пишете Вы хорошо! Талант! Надо на радио или на ТВ
Лучше конечно слушать Виктор, ведь я пишу специально под авторскую декламацию. Так что это не стихи в их стандартном понимании, но очень рад что Вам было интересно.
Благодарю, если честно очень старался передать дух времени. Очень сложно писать столь не простые диалоги, не отступая от исторической действительности, в стихотворной форме. Сложно, но интересно.
----
Отлично получилось,по-моему.И здорово,что не размениваетесь на легкодоступные темы и жанры.
Если,вдруг,захотите "озвучить" историю периода Киевской Руси,киевляне будут Вам признательны. С ув.Наталия
Тебе не снятся стоны по ночам,
Конвульсии и кровь того мальчишки,
Натурщика, что был, подобно господу, распят
Лишь для того, чтоб видел ты живьём мученья?...Очень сильная работа..иногда жутко становится..