15 Р В Р’В Р РЋР’ВВВВарта Р РЋР В±.
Культурный человек вежлив, тактичен, умеет слушать других, вставлять в общем разговоре в нужный момент свое слово;
умеет вести диалог, беседу с людьми разного интеллекта и темперамента; скромен или, наоборот, в центре внимания;
не употребляет ненормативную лексику или для «красного словца» может козырнуть знанием «общеизвестного русского языка»?
Культурный человек должен иметь своё развёрнутое мнение о политике или отвергать её с порога: мол, дела в Кремле, у нас делишки, пусть как хотят?
Уметь отстаивать свои интересы через суд или «отсемафорить» (поднять и опустить руку), мол, «закон, что дышло, куда повернёшь – туда и вышло»?
Культурный человек должен быть сутягой, если видит, что нарушаются его конституционные права, или должен смириться с обстоятельствами, так как «правды в суде всё равно не найдёшь»?
Культурный человек должен быть примером воспитанности всегда или в зависимости от обстоятельств?
Один из моих любимых писателей Вл.Тендряков в книге «Покушение на миражи» описывает голод 30-х годов и приводит пример, как по-разному поглощали похлёбку в мисках женщина и двое мужчин.
Последние жадно, давясь и захлёбываясь, проглотили своё. Она же в силу, видимо, дворянского происхождения и воспитания, делала это неспешно и аккуратно.
Будучи студентом-заочником работал ст.научным сотрудником и экскурсоводом музея «Партизанской славы» в 25 км от Брянска. Смотрителем была женщина 1930 г.р., родом из Кировской (Вятка) области.
В отсутствие посетителей вспоминала она своё детство в вятской деревне, как по вечерам в их избе проходили посиделки мужиков: «Мы с сестрой лежим на печи и смотрим. Мужики сидят, курят самосад, изредка что-то говорят, но больше молчат. Керосиновая лампа подвешена под потолок, в дыму еле видна. От табачного дыма «щипит» глаза. Мужики изредка сморкаются и «харкают». Чтобы грязи не было плюют не на глиняный пол, а на печь. Туда же «вешают» и зелёные сопли. Утром засохшие сопли и плевки мы с сестрой счищаем. Думали, что так и должно быть».
Почему так популярны фильмы Рогожкина «Особенности национальной охоты (рыбалки)? Думаю потому, что недалеко мы ушли от таких посиделок. Та же смотрительница говорила своему соседу: «Иван, ты бы в Брянск съездил, в театр сходил. А то дома сидишь и сидишь…» А он в ответ: «А зачем мне это? Взял бутылочку – выпил. Вот и весь мой театр».
Зададимся себе вопросом: так уж качественно отличается культурный досуг, в «массе своей», городского и сельского жителя? Тот же телевизор со спутниковыми антеннами, интернет при желании, и 24 часа в сутках.
Да, и интеллигенты туда же. Досуг в основном унифицирован. Хорошо это или не очень – другой вопрос.
Есть ли миссия у культурного человека? Ну, например, показывать пример в умеренном питии спиртного, культурного застолья с беседой или с песнями, но без мордобоя? Или это зависит от состава гуляющих? Или культурному человеку, вообще, кроме кефира лучше ничего не пить?
Почему у нас плохо приживается вежливость и обходительность по Карнеги? Потому что сильно убеждение, что «наглость – второе счастье»? И как поступить с человеком, хамящем тебе? Отплатить «той же монетой» или «расшаркаться» вежливым ответом, чтобы не уронить достоинства культурного человека?
За свою жизнь я встречал несколько человек, которые удивили меня отсутствием мата и скабрёзности в речи. Одни из них были молодые ребята, баптисты. Другой оказался бывший зэк. Третий был москвич, но не «рафинированный» интеллигент при этом.
Может быть культурным человеком следует считать «интеллигента» не только (и не столько) по положению, но и по воспитанию или даже по рождению (если такие бывают)? Но тогда выходит, что брутальный человек некультурен и неинтеллигентен, как, например, американские киношные супергерои.
Или интеллигентность, как соль, хороша, когда в меру и...к месту?
Наверное, Иисуса можно считать интеллигентом на все времена с его заповедью: "ударили по одной щеке -- подставь другую".
Но исполнимо ли это всегда и при любых обстоятельствах?
Скорее нет, чем да.
"Любовь к ближнему своему" -- другое дело. Она позволяет видеть в другом человеке, независимо от расы, пола, возраста себе подобного и даже диктует желать того же добра и счастья, что и себе.
Бескультурных людей не бывает. Есть лишь малокультурные в силу молодого возраста, воспитания и...генетики. Что ни говори, а рано или поздно "порода своё возьмёт". К тому же экстраверт никогда не станет интровертом, философ строителем, а певец мыслителем. Равенства способностей нет, посему "каждому -- своё".
Человек в течение всей жизни приобщается к культуре, беря и приобретая какие-то культурные привычки, удовлетворяя каким-то новым материальным и духовным потребностям. У всех разный потолок культурного развития и восприятия, определяемого средой обитания и предрасположенной наследственностью. Скифский царь попросил пленного грека-флейтиста сыграть на своём инструменте. Прослушав, сказал: "Мне больше нравится ржание степных кобылиц". Здесь налицо разность восприятия представителей первобытной, с одной стороны и, городской (цивилизованной) культуры, с другой стороны.
Матрица и код культуры определяют восприятие или невосприятие, понимание или непонимание того или иного феномена культуры, создают культурное поле почиталей и ценителей через сопереживание увиденному, услышанному, прочитанному. Таким образом человек становится соучастником и сотворцом культурного наследия.
А то и творцом новой, политической реальности. Тот же Ленин был безусловно прав, утверждая, что "нельзя жить в обществе и быть независимым от общества". Через политическую, а затем и культурную революцию, посредством тотальной пропаганды, ему и его последователям удалось создать за 74 года существование Советской власти и СССР "новую историческую общность -- советский народ".
В ХХ веке "самым массовым из искусств" стало кино, породившее "фабрику грёз" не только в американском Голливуде, но и искусство массовой пропаганды в той же нацистской Германии или сталинском СССР с "культом личности" вождя или фюрера. "Критически мыслящие личности", как "властители дум" ушли в подполье, уступив место пропагандистам, "инженерам человеческих душ" и их продукции -- "одномерным социумам" народных масс.
Религиозный тип личности царской России в рамках идеологемы "самодержавие, православие, народность" в СССР сменился на "всесторонне развитую личность" строителя коммунизма, "воинствующего безбожника"-атеиста.
Если символом романовской империи был Иван Сусанин отдавший "Жизнь за царя", то советской России или СССР стал Павка Корчагин на стройке узкоколейки в светлое коммунистическое будущее для трудящихся всех стран.
"Рождённый ползать, летать не сможет". Дальтоник не поймет живопись импрессионистов, а глухой сложности и красоты симфонической музыки. В освоении окружающего нас культурного пространства у каждого "своя высота" и свои небезграничные для этого способности, свой резонатор познания и постижения "прекрасного, разумного, доброго".
Свои эстетические сопереживания по поводу красоты музыкального или художественного произведения, наслаждения "Игрой в бисер" от красоты научной или философской логики, испытания благодати от религиозного откровения.
Не всем дано одинаково адекватно познать и оценить литературное творчество знатока русской души Ф.М. Достоевского, "матёрого человечища" Л. Толстого, гения русской поэзии А.С. Пушкина, певца русской "чудо-тройки" Н.В. Гоголя, красоту балета, оперного пения или фигурного катания, азарт спортивных соревнований или мотивацию восхождения на Эверест.
И насколько человек сопричастен сопереживанию и пониманию разноплановых областей культуры, которые окружают его, настолько он и достигает вершин в своём культурном развитии.
Но мы все продукты культуры и времени во всём их исторически разнообразных проявлениях.
Были времена языческой Руси, сменившиеся с принятием православного христианства становлением государственности и цивилизации, а также утверждением концепции "Москва -- Третий Рим". Петровские реформы породили европеизацию средневековой России с "золотым веком" русской культуры в 19 веке и парадигмой политического развития "Самодержавие, православие, народность".
Под влиянием "прогрессивных" идей Великой Французской революции 1789 года в России возникли революционные движения с лозунгом "Долой самодержавие" и стремление установить в стране вместо единовластия многовластие демократической республики.
Но с приходом к власти в октябре 1917-го большевиков утвердилась ленинская "диктатура пролетариата" с идеологией коммунизма: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" Реализацией ленинской мечты о "светлом будущем" занялся его "верный ученик" и "чудесный грузин" Сталин-Джугашвили. При нём: "Было время и цены меняли, и реки куда надо текли". И мастера культуры, "инженеры человеческих душ", во избежания обвинений в "левом" или "правом уклоне", вынуждены были колебаться в соответствии с "генеральной линии партии".
Потом настало время развенчания "культа личности" и замены "диктатуры пролетариата" общенародным государством, породившее как "шестидесятников" с диссидентами А.И. Солженицыным и А.Д. Сахаровым, так и романтиков 1970-х, позднее, в перестройку несправедливо названной "эпохой застоя". А горбачёвское "ускорение социально-экономического развития" страны, гласность и перестройка оказались благими намерениями, приведшими к развалу СССР как идеократического государства созданного Лениным под победу мировой социалистической революции. "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Наступили иные времена. "Иное время, иная жизнь". Реставрации капитализма и рыночной экономики и возрождения России в виде президентской республики. Задача каждого культурного человека состоит переосмыслить правильно произошедшую "смену вех" в обществе. Идея классовой борьбы, как движущей силы истории потерпела фиаско из-за своей ошибочности. Но Россия и мы, как её составная часть, не перестали жить и существовать от этого.
Свидетельство о публикации №427518 от 11 августа 2010 года
Рассуждения правильные, хотя можно и спорить. В частности, об отнесении к культурным людям только тех, кто не матерится. Конечно, существует слой россиян, не способных произнести предложение без мата, и это плохо. С другой стороны, сопоставьте Горбачёва и Ельцина. Кто из них более культурный? Кто матерился даже на заседаниях политбюро? В байке "Русский язык" я пытался показать, что в отдельных сферах жизни России мат является "мощным двигателем прогресса". И думаю, останется в России навсегда. Не сомневаюсь, вскоре мат в русском языке покажется музыкой, по сравнению с тем, как искажается язык в интернете "интеллектуальной" молодёжью.
Наверно, культурный и интеллигентный - разные вещи.
Читая, вспомнил:
"Можно улыбаться, улыбаться и быть негодяем" ШЕКСПИР
" Интеллигент, остаётся интеллигентом, когда налижется" ОЛДИНГТОН.
Интеллигент как представитель умственной профессии - это одно, а интеллигент, как воспитанный и, возможно, широко образованный человек - это несколько другая ипостась. Благодарю за отзыв.
Я полагал, что интеллигентность не зависит от профессии.
Чем отличается от культурности? Возможно, порядочность?
Вообще, я не думал над этим. Представление интуитивное. В статье тоже этот вопрос расплывчатый. Возможно, это не существенно.