16+
Лайт-версия сайта

Ассирийцы Грузии

Просмотр работы:
19 августа ’2010   11:19
Просмотров: 28543

Ассирийцы являются самым активным национальным меньшинством в Грузии. Не имея ни территориальных, ни культурных претензий к Грузии и к грузинскому обществу, ассирийцы в грузинском социуме являются показательным примером т. н. грузинской толерантности к этническим меньшинствам страны.
Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая, халдеи) - древнейший народ Передней Азии. Они имеют традиционные связи с Кавказом еще с античного периода. Сегодняшние ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам месопотамской державы (середина II тысячелетия - 605 г. до н. э.), население которой после её падения находилось под властью различных государств. Современный ассирийский язык (другие его названия - сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основе сирийского письма. Ассиро-вавилонский язык - один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н. э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона. Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н. э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.
В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в Северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.
До наших дней сохранились свидетельства богатых взаимоотношений ассирийцев с различными картвельскими народностями древних веков. Фактически, ассирийцы - первые инородные поселенцы в Грузии. Первые ассирийцы в массовом порядке начали переселяться в Грузию с 18 века, когда картли-кахетинский царь Ираклий II и ассирийский патриарх Восточной Ассирийской церкви Мар Авраам вели тайную переписку с целью совместного противостояния турецким завоевателям. Из-за неудачных попыток остановить турецкие нашествия некоторое количество ассирийцев из южных частей исторической Армении переселились в Грузию. Отметим также, что еще в VI веке из Месопотамии на Кавказ направились 13 ассирийских монахов-проповедников, вошедших в грузинскую историографию как "ассирийские отцы".
Ассирийцы осели в основном в крупных городах средневековой Грузии, в частности во Мцхете (в дальнейшем Тбилиси), в Кутаиси и в Гори. Известно, что Туркменчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тифлис, где они могли найти работу. В частности, именно в этот период в Тифлисе на ряду c армянскими, русскими и грузинскими кварталами появился и ассирийский, где по состоянию на конец 19 века проживало более 5000 ассирийцев.Кроме того, известны также сельские ассирийские поселения в Грузии, в частности в Тертрицкарском районе расположено селение под названием Асурети (Ассирия). Селение, имея древнюю историю, не сохранило свой первоначальный этнический облик.
Ассирийцы в большинстве своем христиане несторианского направления (Ассирийская Церковь Востока), однако в сирийских общинах ассирийцев распространена монофиситское направление в христианстве (Сирийская яковитская церковь). Кроме того, еще с 15 века в ассирийских районах Ближнего Востока начала распространяться католическая направленность в христианстве, и в 16 веке ассиро-халдейская католическая церковь вступила в унию с римско-католической церковью и приняла покровительство Папы Римского. Основная часть ассирийцев Грузии именно ассиро-халдейского вероисповедания. Отметим также, что Патриархия халдейской католической церкви на сегодняшний день располагается в Багдаде.Ассирийцы Грузии на протяжении всего советского периода являлись одной из активных национальных общин в республике. Фактически это была одна-единственная община, которая не подвергалась политике насильственной ассимиляции и выдавливанию. В конце 1920-х - в начале 1930-х гг. только в Тбилиси действовали две ассирийские школы, издавалась газета "Кохва д Мадынха" ("Звезда Востока"), работали драматические коллективы и различные культурные центры , что было невиданной роскошью для коренных этнических меньшинств страны.
После репрессий 1937-1939 гг., когда многие ассирийцы были сосланы , в 1960-е - 1970-е гг. в Грузии начала развиваться национальная культура, самобытность и самосознание ассирийской общины. Так, уже в 1957 г. в Тбилиси создается ассирийский ансамбль песни и пляски под названием "Нинвея", с 1960-х в столице Грузинской ССР печатаются 3 газеты на ассирийском языке, на сцене тбилисского Дома железнодорожников ставят спектакли. Поэты и прозаики создают Общество ассирийской словесности, творят на ассирийском языке, переводят с грузинского.
С началом распада СССР, в момент, когда активно шли процессы восстановления независимости в трех закавказских республиках, ассирийская диаспора Грузии активно поддерживала националистические силы в стране в борьбе за независимость.
В конце 1990 года в Тбилиси открылся Центр ассирийский культуры. Через некоторое время центр трансформировался в Ассирийский конгресс, объединяя все ассирийские центры и организации на Южном Кавказе.Воюя с сепаратистами на стороне Грузии во имя "защиты границ государства", ассирийцы продемонстрировали новый этап в развитии ассирийского самосознания и самобытности.
Несмотря на лояльность к Тбилиси, в 1990-х гг. миграция коснулась и ассирийцев. По официальным данным, теперь численность ассирийцев страны составляет около 6200 человек , которые в основном проживают в Тбилиси.
После окончания войны ассирийцы начали развивать свою культуру в независимом грузинском государстве и даже занимать ответственные должности и посты в руководящих и правоохранительных органах страны. В Институте востоковедения Грузии открыт отдел по изучению ассирийской истории и культуры, а в 2006 г. при содействии Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили была основана научная кавказская ассоциация по изучению ассирологии, куда вошли ассирийские ученые со всего Кавказского региона. Активизировалась религиозная жизнь в ассирийском обществе.
В 1995 г. при содействии посла Ватикана в Грузии в Грузии была основана Ассиро-халдейская миссия. Параллельно с основанием миссии был избран и по сей день функционирует Церковный совет, члены которого наделены определенными полномочиями при решении важных вопросов, касающихся ассирийской общины.
В настоящее время действует 3 ассирийских церкви. Литургия в церквях проводится на арамейском языке В 2000 г. была основана церковная школа имени св. мученика Мар Шиммона Бар Саббаэ, первого Патриарха Халдейской церкви (IV в.).Занятия школы проходят в здании при Кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси два раза в неделю.
Несмотря на то, что Ассиро-халдейская церковь, как и другие религиозные учреждения этнических меньшинств, не имеет никакого юридического статуса, она является самой активной на территории страны и фактически стала символом сохранения не только ассирийской религии и традиций, но и языка и культуры. Имея активную финансовую и духовную поддержку из Европы, халдейская миссия Грузии организовывает различные мероприятия для оживления ассирийской общины.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 августа ’2010   17:17
Об ассирийцах в "бывшей нашей стране", слышал лишь то, что целительница Джуна Датошвили представительница этого древнего народа. Приятной новостью из статьи для меня стало то, что ассирийская община сохранила свой письменный язык и язык общения. В культурное наследие ЮНЕСКО заносит памятники мировой культуры. Неплохо было бы позаботиться и о древних, малочисленных народах мира.

Оставлен: 27 августа ’2010   18:48
Cпасбо за отзыв! Фамилия целительницы Давиташвили


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

27
КАК ЖЕ БЫТЬ? ПРЕМЬЕРА ПЕСНИ! ПРИГЛАШАЮ ДРУЗЬЯ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
НОЧНАЯ ДОРОГА

ОЛЕГ КОРЧАГИН
ВЛАДЛЕНА ДЕНИСОВА
ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/pop/2555480.html?action=getSvid

104

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft