22:29
Зарегистрировано — 125 530Зрителей: 68 383
Авторов: 57 147
On-line — 30 335Зрителей: 6006
Авторов: 24329
Загружено работ — 2 154 834
14
Р Сарта
РџС‚.
Радио & чатР Сарта
РџС‚.
«Неизвестный Гений»
Культура и история
Ваше сообщение добавлено

18 ноября ’2012
10:26
Содержание культуры во многом определяется историей страны и социально-экономическим и политическим строем.
Так, к примеру, Россия 17 века была православной монархией, где религиозная жизнь, как низов, так и верхов определялась церковной ортодоксией.
Пустяковый с сегодняшней тчк.зр. вопрос, как крестить лоб – двумя перстами или тремя, перерос в церковный раскол и бегство староверов на окраины государства.
Пётр I сделал благо для развития страны, подчинив церковь государству (Синод вместо Патриарха).
Благодаря этому допетровская средневековая культура утратила своё доминирующее положение в умах правящего класса и началась европеизация страны, давшая свои культурные плоды в 18-19 вв., в так называемом «золотом веке» русской культуры.
Культура Совдепии сформировалась после Октября 1917 г. У советских была особая гордость - их «серпастый, молоткастый советский паспорт».
Ещё бы они ведь были строителями самого передового в мире общества. Шли в авангарде всего прогрессивного человечества и свято верили в дружбу и солидарность трудящихся всех стран.
Даже в 1941 году, уже после нападении Германии на СССР было немало случаев, когда вместо стрельбы по наступающим фашистам предпринимались попытки «братания».
Ведь что «трудягам» делить между собой? Как там говорилось в «Манифесте» вождей-основоположников: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей».
Идеи эгалитаризма (равенства) были краеугольными в советской культуре. Отсюда нивелирование всякой индивидуальности, обвинения в «отщепенстве» тем, кто шагал не в ногу или: «кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
Чем определяется культурное мировоззрение сегодняшнего россиянина? Наверное признанием того, что мы уже не «исключительные», высокоморальные «руссишо туристо», а такие «как все», пусть и со «своими тараканами в голове».
Может быть новое постсоветское поколение стало более космополитичным, но отнюдь не менее патриотичным…
Так, к примеру, Россия 17 века была православной монархией, где религиозная жизнь, как низов, так и верхов определялась церковной ортодоксией.
Пустяковый с сегодняшней тчк.зр. вопрос, как крестить лоб – двумя перстами или тремя, перерос в церковный раскол и бегство староверов на окраины государства.
Пётр I сделал благо для развития страны, подчинив церковь государству (Синод вместо Патриарха).
Благодаря этому допетровская средневековая культура утратила своё доминирующее положение в умах правящего класса и началась европеизация страны, давшая свои культурные плоды в 18-19 вв., в так называемом «золотом веке» русской культуры.
Культура Совдепии сформировалась после Октября 1917 г. У советских была особая гордость - их «серпастый, молоткастый советский паспорт».
Ещё бы они ведь были строителями самого передового в мире общества. Шли в авангарде всего прогрессивного человечества и свято верили в дружбу и солидарность трудящихся всех стран.
Даже в 1941 году, уже после нападении Германии на СССР было немало случаев, когда вместо стрельбы по наступающим фашистам предпринимались попытки «братания».
Ведь что «трудягам» делить между собой? Как там говорилось в «Манифесте» вождей-основоположников: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей».
Идеи эгалитаризма (равенства) были краеугольными в советской культуре. Отсюда нивелирование всякой индивидуальности, обвинения в «отщепенстве» тем, кто шагал не в ногу или: «кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
Чем определяется культурное мировоззрение сегодняшнего россиянина? Наверное признанием того, что мы уже не «исключительные», высокоморальные «руссишо туристо», а такие «как все», пусть и со «своими тараканами в голове».
Может быть новое постсоветское поколение стало более космополитичным, но отнюдь не менее патриотичным…
Комментарии:
![]() ![]() " В СССР не было «креаклов». В СССР была интеллигенция, которая занималась производством и трансляцией культуры. Был андеграунд, который удовлетворял запросы различных слоев населения, которые не хотели двигаться в официальном русле. Был Самиздат, подполье из диссидентов, антисоветчиков и барыг. Признаки интеллигента в СССР заключались в том, что он служил высшим идеалам культуры, был абсолютно не меркантилен и свысока относился к тем людям, которые жили только материальным миром. Влияние лучших представителей интеллигенции на население СССР было очень велико, гораздо выше любых представителей властных структур.
Российский «креакл» -это продукт товарно-денежных отношений в государстве, а точнее деиндустриализации и кредита". Из магии факта делается совершенно произвольные выводы о креативности и креаклах советского и постсоветского периодов нашей жизни. А именно: советская интеллигенция была духовна и бескорыстна, а нынешняя насквозь продажна из-за господства в обществе духа потребительства. Упрощенный взгляд на роль интеллигенции в обществе тогда и сейчас отнюдь не означает, что он верный. Скорее, наоборот. |
![]() |
![]() ![]() Не могу вспомнить, что такое "креакл"?
|
![]() |
![]() ![]() Культура? Не, не слышал
"Хочу в очередной раз поднять актуальную тему по поводу борьбы за независимость и европейскую культуру в украинском обществе. В последнее время она меня все больше и больше начала интересовать и теребить" подробности - |
![]() |
![]() ![]() Усвоить городскую культуру выходцу из села или пролетарских слоев того же города в одно поколение практически невозможно. Груз привычек прошлых не даст. Если привык свободное время проводить за распитием бутылки на троих вместо театра, то и культура досуга и поведения будет соответствующая.
Что значит быть культурным человеком |
![]() |
![]() ![]() Александр Зубченко . Украина: конец истории
"За все прошедшие десятилетия в стране не было написано ни одной великой книги, не снято ни одного великого фильма. Полупорнографический роман Шкляра, «дослидження анально-польового секса» Забужко, ужастик «Шахта»… Знаете почему? Потому что искусственная нация не может культурно «размножаться». Она обречена. Это просто исторический факт. Однако в экономическом плане культивируемая сегодня тоталитарная идеология очень выгодна. Она идеально соответствует биомассе со средним уровнем доходов менее ста долларов в месяц. Факт". |
![]() |
![]() ![]() «К сожалению, большинство марксистов от Богданова только отмахивались. Новое пролетарское искусство, которое должно было стать ядром пролетарской культуры — советский авангард — уже в начале 30-х годов было свёрнуто; ей на смену пришла адаптированная для нужд советского общества классика — соцреализм. Новая пролетарская культура так и не возникла. Что и привело вскоре к пропитыванию пролетариата самыми пошлыми нормами западной стареющей культуры — так родилось советское мещанство.
Наряду с этим, советские управленцы, а также интеллигенция в позднесовесткий период давно уже капитулировали перед экспансией западной культуры — Запад стал чуть ли не образом Рая на Земле. В этом свете всё советское представлялось им сплошным маразмом, досадным препятствием, стоящим на пути объединения с вожделенным Западом. В результате союз мещанства, интеллигенции и бюрократии и грохнул Советский Союз. Последствия этого мы испытываем на себе вот уже 20 лет: культурная победа Запада обернулась полным разгромом культуры у нас. Культурные стандарты Запада так и не пришли на нашу территорию, западной культуры у нас не возникло. Возник регрессивный культурный вакуум, который победной поступью ведёт наше общество в звериное состояние. Симптомы этого каждый способен наблюдать ежедневно. И вот после всего этого марксисты продолжают истошно вопить про определяющую значимость базиса и полностью отрицают культурный фактор. Сам термин «культурная война» у них навсегда заклеймлён позорным ярлыком «идеализма». Пародоксально, но они совершенно не чувствуют своей ответственности за произошедшее со страной — для них вопрос вообще так не стоит. А любая попытка рассмотреть в качестве причины позорной капитуляции коммунизма и развала СССР очевидные огрехи в идеологии — марксизме — для них сродни кощунству, вызывающему неминуемую ярость!» О недостатках марксизма. Классовая борьба и культурная экспансия По-моему, автор «телегу толкает впереди коня»… Культура, как надстройка (сознание) всё-таки определяется базисом или производственными отношениями, способом производства материальных благ в данном обществе (бытием), а не наоборот. Хотя, согласно законам той же хитроумной диалектики они и могут меняться местами. По исследованием тех же американских историков в России накануне 1917 г. отсутствовали объективные основания для революции. Но они произошли, благодарю наличию слою профессиональных революционеров от эсеров и кадетов до большевиков, у которых был свой культурный мирок, где царь рассматривался, не как патриархальный глава большой семьи, под которым подразумевалось государство, а как реакционный исторический атавизм, мешающий развитию страны по пути процветания и прогресса. |
![]() |
![]() ![]() "Украина — это кромка. Пограничье. Передний край Русского Мира со всеми причитающимися переднему краю особенностями — близости к соблазнам и выгодам соседнего мира, возможности постоянно видеть его несомненные достижения и одновременно с этим — обладание исторической памятью о страшных его действиях, ибо первый и самый жуткий его удар приходился всегда сюда — на землю у самого края, на Украину.
Пограничье, каким бы оно ни было, всегда порождает три типа людей — пограничник, торговец и предатель. Это к классическому анекдоту про «что такое три украинца». Торговец, способный везде найти выгоду, договорится с кем угодно — хоть с чёртом. Если потребуется — обвести вокруг пальца, сберечь добро, углядеть, что и где «плохо лежит». Пограничник — жёсткий, бдительный защитник, способный на служение, самопожертвование и насилие. Но отними у них русскость, выдерни из культурного кода общерусскую культуру, лиши их смысла — служения Русскому Миру, и вместо Кожедуба и Береста на вас посмотрят Ярош и Берёза. Хранитель культуры и истории превращается в ходячий синдром вахтёра. Сегодня донецкие и луганские якобы «сепаратисты» ведут себя как пограничники Русского Мира. Они защищают наши ценности, язык, достоинство, культуру. В Киеве же у власти засели классические торгаши, превратившие все достоинства профессии и характера торговца в социально неприемлемые пороки. Для восстановления Украины в роли пограничья русского мира необходимо возвращение украинцам мифа о Пограничье и культуры пограничника. Безусловно, моделью для подражания и мифологизации должны стать реальные фигуры из ополчения Новороссии". подробности - Отчасти становится понятным нынешний "ленинопад" памятников на Украйне и повсеместное, зачастую неуместное, размещение статуй и бюстов идолов украинства Т.Шевченко и Ст.Бандеры по городам и весям незалэжной. |
![]() |
![]() ![]() Сталинская цивилизация: свет и вечность.
Мажор сталинской эпохи определялся пафосом первых пятилеток, коммунистической веры в светлое будущее, песнями и маршами Дунаевского, Лебедева-Кумача, кинофильмами советской фабрики грёз, где за кадром оставались и ужасы коллективизации, ночных обысков и арестов и страна ГУЛАГ, полуголодное, нищенское существование большинства советских граждан. Сохраненным заповедником сталинизма является ныне Северная Корея, где по столичным улицам ходит строем молодежь, как у нас при Сталине фэзэушники воспитывались казарменными методами. "Эх, хорошо в стране Советской жить!" - так думают об этом верхогляды не желающие знать изнанку и подноготную той жизни при "усатом няне". |
![]() |
![]() ![]() СОВЕТСКИЕ ПЛАКАТЫ. Часть 17. Социальная тема
|
![]() |
![]() ![]() "Сегодняшнее американское общество, как и в самом своем начале, представляет собой жестко сформированную и хорошо контролируемую сеть связанных договорами «конгрегаций» (сект, церквей, политических клубов, этнических анклавов), в которую надежно вписан каждый индивид. Жесткая иерархия, царящая среди этих «элементов сети», выстраивает американское общество в своего рода социальную пирамиду: на самом верху «святые» – политическая и финансовая элита; ниже – американский народ («приуготовленные к спасению»), и наконец, в самом низу – отверженные маргиналы.
И хотя миф об «американской мечте» оставляет возможность тому или иному счастливчику в тот или иной момент взлететь в «святая святых», фактически границы этих «варн» почти непроницаемы. Ведь чтобы стать «истинно возрожденным», надо иметь определенный «ген», определенную цифру счета в банке, определенные «инсигнии» того или иного элитного клуба, куда вход простому смертному, уличному демократическому плебсу, «юзающему» профаническую версию американизма, заказан. Такова природа Америки, почти неизменная со времен отцов-пилигримов. Таков дух «Города на холме», и с ним ничего невозможно поделать. Всему остальному человечеству он оставляет лишь две возможности: либо смиренно принять его, подчинившись «высшему свету» избранных, либо отстаивать свою национальную, культурную, духовную идентичность, размышляя о том, каким же удивительным образом и в какой «алхимической реторте» из пуританской смеси теократии, неравенства, нетерпимости, подчинения и фатализма американским отцам-основателям удалось выпарить «республиканско-демократические ценности» и представить их перед изумленным человечеством в одеждах свободы, братства и равных возможностей?" |
![]() |
![]() ![]() "Если культурные ценности, испытывающие мощное влияние ислама и различных его течений, служат препятствием на пути Ирака и Афганистана к демократической стабильности, социальной справедливости и процветанию, т.е. к достижению целей, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека ООН, — то не означает ли это банкротства идеи мультикультурализма?"
На формирование и функционирование политической культуры общества влияет и история народа (страны), и его культура, и религия. Пример тому исламская республика Иран. А иначе говря: "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Но откуда эту прописную истину знать правителям такой подростковой нации, как американская... |
![]() |
![]() ![]() "... дорога к культурной гегемонии лежит не через диспут, а через психологическую обработку...
«Занимайся любовью, а не войной». И во время парижского восстания 1968 года студенты несут транспаранты с надписью: «Маркс, Мао и Маркузе». Музыка, наркотики и секс размыли потенциальную социальную революцию, молодежно-бунтарский стиль система превратила в моду, использовав его не только политически, но и экономически. В конце ХХ в. сытое левобунтующего поколение используется уже в качестве новых кадров для реализации неолиберальной модели… Упрощенный язык ограничивал возможности свободы выражения мысли, создавая «концентрационный лагерь разума», а основные смысловые парадигмы выражались через метафоры. В результате создавалась новая языковая реальность, которую легко было транслировать массам и апеллировать к их чувствам через метафорически-интонационный строй языка. Возникала возможность не просто глобальной идеологической «смирительной рубашки для сознания». Британское министерство информации, которое в годы войны полностью контролировало и цензурировало распространение информации в стране и за рубежом, проводя активные эксперименты с Бейсиком по сети ВВС, которая получила заказ на создание и трансляцию передач на Бейсике на Индию. Одним из активных операторов и творцов этих передач был Д. Оруэлл и его сокурсник по Итону и близкий друг Гай Бёрджесс (сотрудник британской разведки, позднее раскрыт как агент Советского Союза вместе с Кимом Филби. Видимо, не случайно дело Оруэлла в течении 20 лет находилось в Special_Branch) Оруэлл работал с Бейсиком на ВВС, где его «новояз» («Newspeak») и получил свои корни. При этом Оруэлла, как писателя, в определенной степени привлекали новые концептуальные разработки и способность отмены смысла средствами нового языка - все, что не фиксируется Бейсиком, попросту не существует и наоборот: все выраженное в Бейсике оказывается реальностью. Одновременно его пугала всемогущество Министерства информации, где он работал, контролирующего всю информацию. Поэтому в романе «1984» упор сделан не на деградированном языке, а на контроле за информацией в виде Министерства Правды («Minitrue»). Бейсик оказался могучим орудием трансляции и формирования упрощенной версии событий, в которой сам факт цензуры попросту не замечался и не просматривался. Нечто подобное мы наблюдаем сейчас по отношению к нашей истории и культуре. Но Большой Брат не смотрит за нами – мы сами стремимся получить порцию свою порцию телевизионного наркотика. Проект по использованию Бейсика обладал высшим приоритетом кабинета министров Великобритании в военный период и курировался лично премьер-министром У.Черчиллем. Его распространили и на США. 6 сентября 1943 г. Черчилль в речи в Гарвардском университете прямо призвал к «новому бостонскому чаепитию» используя Бейсик. Обращаясь к аудитории, премьер-министр уверил, что «оздоравливающий эффект» изменения мира возможен посредством контроля над языком и соответственно над людьми без насилия и уничтожения. «Будущие империи будут империями сознания», заявил Черчилль". |
![]() |
![]() ![]() "Культура любого общества базируется на системе запретов, которая складывалась тысячелетиями, по мере того как человек отделялся от природы. Табуированию подвергались, прежде всего, действия, несшие угрозу самому существованию человеческого сообщества, его безопасности и стабильности. Одно из самых ранних табу – запрет на инцест.
Помимо запретов, с течением времени человечество выработало также систему ценностей и норм. Наряду с запретами они, регулируя взаимоотношения в человеческих сообществах, слагают то, что называется «ядром культуры». Удар по ядру культуры – если он нанесен умело – приводит к ослаблению и даже распаду социальных связей, то есть к хаосу, разрушению социума". |
![]() |
![]() ![]() "Республика Фиуме – одна из самых ярких авантюр начала ХХ века. В 1919 году итальянский поэт и писатель Габриеле д’Аннунцио возглавляет отряд из 3200 итальянских националистов и захватывает спорный город Фиуме (ныне хорватский город Риека). Из города изгоняются американо-британо-французские оккупационные силы. Д’Аннунцио провозглашает Фиуме независимым государством и называет его «Республика Красоты». Пост министра культуры в государстве соглашается занять знаменитый дирижер Артуро Тосканини.
Эстетика абсурда и гротеска становятся ориентиром поведения для всех. Вводится мода на нудизм среди солдат, хождение без одежды не возбраняется и не мешает армейской дисциплине. Наркотики, в основном кокаин, общедоступны и дешевы. Местные женщины симпатизируют освободителям. Каждый третий день в атмосфере свободной любви проходит парад цветов. Его участники, в основном «легионеры» и их возлюбленные, зачастую облачаются в одежду противоположного пола... Фундаментальным принципом организации государства объявляется музыка, поэтому карнавальные шествия не прекращаются ни днем, ни ночью. Постулируется приоритет возможно более полной свободы гражданина. Права любых меньшинств гарантируются в полном объеме. Вводится абсолютный запрет на насилие. И действительно, никаких репрессий не было. Новые порядки принимаются на ура. Именно Д’Аннунцио вводит массовые шествия в черных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождем". Ленину, в отличие от Габриеле д’Аннунцио, удалось захватить не город, а целую страну. И эксперимент длился не 16 месяцев, а целых 74 года! |
![]() |
![]() ![]() Спичечные этикетки в СССР
|
![]() |
![]() ![]() Редкие фото советских знаменитостей
|
![]() |
![]() ![]() Откуда пошла традиция вешать ковер на стену?
|
![]() |
![]() ![]() К предстоящей исторической встрече
|
![]() |
![]() ![]() Личная гигиена в XVIII веке никого особо не заботила
"Представьте, что вас окружают люди, которые не стесняются, простите, портить воздух на публике, ковыряются пальцами в носу, плюют на пол даже в помещениях и ходят в туалет по-большому на глазах у незнакомых людей. В Англии XVIII века такое поведение было в порядке вещей. Для большинства людей той эпохи «личная гигиена» была разве что красивым выражением, смысл которого они не особо понимали. Никто бы не посмотрел в вашу сторону криво, если вы, придя в гости, съели весь обед руками, вытерли их о рубашку, потом громко отрыгнули и напоследок смачно сплюнули на пол. Даже в домах высших сословий всё было не лучше. Разговаривая после ужина, хозяева могли вытащить ночной горшок и облегчиться на виду у гостей". |
![]() |
![]() ![]() "Сельское учительство оказывалось для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было очень и очень сложно. Денег платили ровно столько, что на деревенский вкус можно жить припеваючи, а вот накопить на то, чтобы выбраться из деревни, никогда не удавалось. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали — выписать ежедневную газету, толстый журнал, и купить за год 5–6 книжек стоило 40–50 рублей, то есть было для них уже малодоступным. Круг общения сужался до земского доктора, фельдшера и волостного писаря — учительница не могла общаться с "низшими" крестьянами (а помещики, по той же причине, не могли общаться с учительницей), что сводило шансы на замужество к нулю. И наконец, бытовые и гигиенические условия деревенской жизни для всякого выходца из среднего класса, у которого не было дома барского типа и прислуги, казались ужасными. Огромные сложности с мытьем, необходимость прилюдно справлять нужду на огороде (а вы думали, что у крестьян тогда были туалеты?) — все это ежедневно напоминало бедной учительнице, что ее жизнь по существу является каторгой".
|
![]() |
![]() ![]() Сексуальная коммунистическая революция
"Знаменитое выражение о том, что в СССР секса нет, является искажением исторической действительности. Поскольку революция, приведшая коммунистов к власти изначально была сопряжена с революцией именно сексуальной, как пересмотром взглядов на половую свободу. Имеются эпохальные высказывание идеологических коммунистических лидеров, взявших на вооружение как метод завоевания симпатий народных масс, стремление к свободным сексуальным отношениям..." |
![]() |
![]() ![]() ".Просто они решили что плохое отношение к русским – это код доступа к западному банкомату.. Они хотят стать западной дубинкой против России и получить за это на Запада же красивую еуропэйскую жизнь
Культуры народов, входивших в империю как плющ - требуют в качестве опоры культуры империи или ненависти к культуре империи... сейчас это уже чувство болящей отрезанной ранее ноги, ее нет, но болит, фантомно Болит прежнее знакомство в рамках одного государства, одних совещаний, учеб и повышений квалификации, успешного вымогательства электростанций и дорог, вузов и предприятий, породившее уже самомнение, что у других мы возьмем много больше и заживем лучше. Но у других ни чего не удается взять, а приходится рассчитываться утерей промышленности, дотаций, науки, общих целей штурмовать небо. Если вычитать из себя годами русскую культуру разными хитрыми способами, то просторы уходят, оставляя после отвратительное чувство выброшенности на обочину. Вот было много воздуха и пространства и инструменты его измерения и опознавания, а осталась только лысая опушка и край села с одинокой и тощей коровой". |
![]() |
![]() ![]() Революция глазами апологетов.
"Есть разведчики, а есть шпионы. Всё зависит от того, о "своих" мы говорим, или о "чужих". Историю пишут победители, и это правда. Был Булгаков, был Аверченко... Но, не по их произведениям мы изучали гражданскую войну. Для этого существовал Демьян Бедный и Владимир Маяковский. Для этого был и Михаил Шолохов. И писали советские школьники об отважном морячке-путиловце Семёне Давыдове, об искромётном красном казаке Макаре Нагульном, о потешном дедушке Щукаре... Но, если это произведение перечитать сейчас, то волосы дыбом станут!" |
![]() |
![]() ![]() Русская живопись: Алексей Корзухин (56 работ)
|
![]() |
![]() ![]() Их сын Александр, который родился в 1920 году, вырос среди уникальных, раритетных вещей, и это стало, хоть и неявным, делом его жизни. Он стал отличным реставратором.
После окончания школы он поездил по стране, а в 1941 году поступил в Московский институт. Когда началась война, по некоторым сведениям, достоверность которых не бесспорна, он получил «белый» билет в обмен на раритетную книгу — это был, возможно, единственный случай, когда он использовал экспонат коллекции в личных целях. В 1944 году был арестован за групповую кражу с продовольственного склада. По законам военного времени за это грозил расстрел, однако он получил, на удивление, всего 3 года, а отсидел — всего 3 месяца. Это дало основание заподозрить его в сотрудничестве с НКВД, который формировал сеть информаторов в среде коллекционеров. Предполагается, что он стал тайным экспертом НКВД по поиску и экспертизе раритетов. |
![]() |
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Наш рупор